Конспекты по истории церкви, патрологии, богословию...

Вселенские соборы

Первый Вселенский собор. (325 г.) г. Никея

1. Вопрос Ария
( верил, что Христос не существовал вечно, а был первым творением Бога. Христос не единосущен, а подобосущен Отцу.)
Принята первая часть Символа Веры. (Единосущен Отцу.)

2. Вопрос устранения мелетианского раскола.
(Мелетий - один из пресвитеров в Александрии, принимал в церковь отступивших от веры во времена гонений, в последствии раскаявшихся.)

3. Вопрос празднования Пасхи.
Оставили на рассмотрение каждой церкви по-своему. «Единство Церкви не значит единообразие».

4. Вопрос целебата.

 

 

Второй Вселенский собор. (381 г.) г.Константинополь

1. Вопрос Аполлинария (Учил, что Христос имел человеческое тело и человеческую душу, но вместо человеческого духа в Нем был Божественный Логос.)
«Мы поклоняемся Единому Богу в Троице и единстве не смешивая ипостасей».

2. К Символу Веры прибавили часть о Святом Духе в ответ на учение пневматомахов или духоборцев. (Говорили, что Святой Дух – сила, энергия.)

 

 

Третий Вселенский собор. (431 г.) г. Ефес

1. Осуждение несторианской ереси. (Несторий принял термин 'слипание' относительно двух природ Спасителя.)
Еп. александрийский Кирилл произносит на соборе 12 анафем против Нестория и побеждает в споре, хотя совр. историки усматривают в его речи больше ереси.

 

 

Четвертый Вселенский собор. (451 г.) г. Халкедон

1. Осуждение монофизитства (С этой позицией выступил Евтихий против
несторианства, исповедуя, что после соединения двух природ Христос имел
другую, третью природу.)
«Во Христе присутствуют две природы неслитно, нераздельно, не перемешиваясь, не порабощая друг друга»

Собор начался в Ефесе в 445 г. Но был отложен, так как закончился потасовкой, отчего вошел в историю как "Разбойничий собор".

 

 

Пятый Вселенский собор. (553 г.) г. Константинополь

1. Осудили учение Оригена (учение об апокатастасисе, то есть о спасении всех: людей, ангелов, бесов; учение о предсуществовании душ, о воскресении в шарообразной форме и о том, что Христос будет распят и за демонов.)

2. Осуждено учение Феодора Монсуестинского (Логос во Христе пребывает морально, как в каждом верующем, только в большей степени)

 

 

Шестой Вселенский собор. (680 - 691 г.) г. Константинополь

1. Вопрос о почитании икон. (Суть спора: После Халкедонского постановления о двух природах Христа как можно их передовать на иконах?)

2. Осуждено монофелитство (Во христе две природы, но одна божественная воля). Принято учение о двух природах и двух волях во Христе.

 

 

Седьмой Вселенский собор. (787 г.) г.Никея

1. Вопрос иконопочитания. Иконоборчество осуждено.

наверх

Конспекты по истории церкви, патрологии, богословию...
2004