Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Каппадокия

 


Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. — В 86 тт. с илл. и доп. материалами.

Каппадокия (греч. Καππαδοκια, перс. Katpatuka) — древнее название местности на В. Малой Азии, между Киликийским Тавром, Евфратом, Черным морем и р. Галисом, большей частью ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, плодородными пространствами на юго-восточных склонах к р. Евфрату (местность Мелитена) и на С. у Черного м. Прибрежные части у древних писателей называются Каппадокией Понтскою и Понтом (см.). Из рек Каппадокии главные Галис (ныне Кизиль-Ирмак) и Ирис с многоводным притоком Ликос; все эти реки несудоходны. В древнейшее время, вероятно, независимая, Каппадокия ок. XIII в. до Р. X. подверглась завоеванию хеттов (хеттитов), которым принадлежат древнейшие памятники страны; позже обрушились на страну нападения ассириян. В связи с ассирийским завоеванием, вероятно, находится название греками местности около Синопа Ассирией или Сирией (позже Λευκόσυροι — «белые сирийцы» = каппадокийцы). После падения Ассирии Каппадокия подчинилась Мидии, а затем Персии; к этому же времени относится отделение от К. местностей Катаонии по обе стороны Антитавра и Мелитены на Евфрате, жители которых ни по языку, ни по нравам не отличались от каппадокийцев. При персах страна становится более известной. Жители ее, по всей вероятности, были индоевропейцы; религия их очень сходна с западно-малоазиатскими: у них был свой бог неба, каравший за нарушенное слово, бог луны, великая богиня природы Ma, при оргиях в честь которой жрецы и поклонники наносили себе раны мечами, а женщины приносили в жертву свое целомудрие. Кроме местных божеств, почитались и персидские, с которыми в К. перешли и персидские названия месяцев. Культура была невысока; большая часть населения находилась в крепостной зависимости от знати, другая часть принадлежала храмам; городов было мало (Тиана, Мазака, Амасия на Ирисе), но много больших деревень. Из персидских наместников К. особенно известен Датам (см.). Александр Вел. не затронул Каппадокии; правитель ее Ариараф (на монетах с арамейскими письменами — Ariorat) сохранил независимость, но после смерти Александра был захвачен греками и казнен, а страна его несколько лет переходила из рук в руки. К началу III в. Каппадокия успела освободиться; она разделялась в это время на 10 провинций, названия которых сохранены Страбоном. Из позднейших царей Каппадокии Ариараф III Благочестивый (221-163) в 193 г. вел войну с римлянами, в союзе с Антиохом, за что должен был заплатить часть возложенной на Сирию контрибуции; с тех пор он был верным союзником пергамцев и римлян. В 182 г. ссора его с Фарнаком Понтским повлекла за собой общую войну всех малоазиатских государств. Армянские свои владения Ариараф принужден был уступить вновь возникшим государствам — Великой Армении и Софене. В смутное время после смерти Apиарафа IV (156-131) Каппадокия подпала власти Понта. После того как Помпей победил Митридата, Каппадокия, как римское вассальное государство, управлялось родом Ариобарзана. Антоний передал власть над Каппадокией Архедаю, внуку Митридатова полководца; Август утвердил это назначение и передал ему и Киликию, но потом приставил к нему прокуратора. В 17 г. до Р. Х. Тиберий призвал Архелая для ответа в Рим, где он и умер. После этого Каппадокия была сделана римскою провинцией, которой она осталась до времен сельджуков, успев совершенно эллинизироваться. Высшая греческая культура, однако, не проникла в страну, что доказывается весьма незначительным количеством античных развалин и надписей. В горах к З. от Мазаки сохранились пещерные жилища, принадлежащие, судя по всем данным, довольно поздней эпохе. См. о них A. D. Mordtmann, “Die Troglodyten in Kappadokien” (“B e r. Munch. Akad.”, 1861, II).

О Каппадокии вообще: Hisely, “Disp. de historia Cappadociae” (1883);. Clinton, “Fasti Hellenici” (III, 429-438); E. Meyer, “Kappadokien” (в энцикл. Эрша и Грубера, II, 32).

А. М. Л .


 Христианский портал My studies