Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Эдесса, город в Месопотамии
Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. — В 86 тт. с илл. и доп. материалами. |
Эдесса, город в Месопотамии (ныне Урфа) — город
в северной части Месопотамии. Некогда главный город Месопотамской
области Осроене, Эдесса в VIII в. была завоевана ассириянами и получила
название Ruhu (другие формы этого имени: сирийск. Urhoi, греч. Orrhoe);
это имя встречается уже в клинообразных надписях. Служа средоточием
доисторической цивилизации, город этот был посвящен богине Атергатис.
Об этом культе свидетельствуют сохранившиеся до настоящего
времени два священные пруда, в которых содержались рыбы, посвященные
богине. При Селевке I, много сделавшем для возвеличения города, Эдесса
получила свое настоящее имя, тождественное с названием одного
города в Македонской области Эматии. Некоторые новейшие исследователи
производят, однако, это имя от сирийского Haditha, т. е.
Новгород. Другое имя, полученное городом во время диадохов, — Kallirrhoe
или Orrhoe — произошло от посвященного иногда богине
Атергатис, а позднее Аврааму источника или вообще от многочисленных
источников, из которых образуется берущий здесь свое начало Скирт
(Sk i rtos, Daisan). Может быть, впрочем, оно представляет просто
эллинизацию сирийского Urrhoi. При Антиохе VII, по имени которого
Эдесса называлась также и Антиохией, Ургой Бар Хевье (или Оргой
Бар Гевья) — по-видимому, родом араб — основал
здесь в 137 г. (или 132) до Р.Х. Эдесское царство,
называвшееся также Орроенским или Осроенским. Его потомки все носили
почетное имя Абгар («могущественный») и вследствие
парфянских войн неоднократно приходили в сношения с римлянами,
по большей части враждебные. Абгар Ухомо («Черный»)
состоял, по преданию, в переписке с Иисусом Христом;
по его просьбе Христос послал ему свой собственный «нерукотворный» образ,
сделавшийся впоследствии как бы «палладием» своего
рода. При нем же апостол Фома начал в Эдесском царстве проповедовать
христианское учение. При императоре Траяне Лузий Квиет (Lusius Quietus)
разрушил Эдессу, жители которой оказались ненадежными союзниками римского
народа, и заставил Эдесское царство платить римлянам дань. Император
Адриан облегчил дань и восстановил Эдесское царство, но оно
и в последующее время оставалось в зависимости от Рима.
Около 216 г. после Р. Х. город был превращен в военную
римскую колонию под именем Colonia Marcia Edessenorum. В 217 г.
здесь был убит император Каракалла. Император Гордиан III еще раз около
242 г. восстановил Эдесское (Осроенское) царство и поручил
его новому Абгару, из потомков старой царской династии; но уже
в 244 г. царство снова перешло в непосредственную зависимость
от римлян. В 260 г. город осаждали персы под предводительством
Сапора I; император Валериан был ими разбит перед воротами города.
После распадения монархии, при котором Эдесса отошла к Восточной
Римской империи, усиливается все более и более значение этого
города в истории христианской церкви. Более 300 монастырей
насчитывается в пределах ее стен; она служит постоянным местом
пребывания отца церкви Ефрема Сирина и школы его последователей.
Во время арианских, монофизитских и несторианских неурядиц
в христианском мире Эдесса играла немаловажную роль. При импер.
Юстине I (518527) город был разрушен землетрясением,
но в скором времени возобновлен и получил новое имя — Юстинополя.
Сасанид Хозрой Нуширван осаждал Эдессу безуспешно. Переход Эдессы в 641 г.
под власть арабских халифов положил конец процветанию здесь христианства,
а во время последовавших затем внутренних и внешних войн
совсем угасла всемирная слава Эдессы. В 1031 г. византийским
императорам удалось завладеть городом, но в течение того же столетия
он еще несколько раз менял своих повелителей. В 1040 г.
его заняли сельджуки; затем его еще раз отвоевали византийцы, но посланный
ими наместник объявил себя независимым. Много он потерпел от соседних
турок, в особенности от эмира Балдука. Во время первого
крестового похода брат Готфрида Бульонского, граф Балдуин, легко овладел
городом (109 8) при содействии его жителей и сделал его главным
городом своего Эдесского графства. Более полустолетия просуществовало
Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой
оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах
с мусульманами франки держались стойко и храбро, но, наконец,
при склонном к удовольствиям графе Иосцелине II повелителю
Мосула Имадеддину Ценги удалось в 1144 г. взять приступом
и город, и его крепость. Снова здесь воцарился ислам, и все
христианские храмы были обращены в мечети. Попытка жителей Эдессы
в 1146 г. стряхнуть с себя мусульманское иго окончилась
гибелью города: они были разбиты преемником Ценги, Ср. Sachau, “Reise in Syrien und Mesopotamien” (Лпц., 1883); Gutschmid, “Untersuchungen uber die Geschichte des Ko nigreicns Osroene” (в “M emoires de l'Acade mie imperiale”, СПб., 1887); Duval, “Histoire politique, religieuse et litt eraire d'Edesse jusqu'a la premiere croisade”(П., 1892). |