Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Моисей

 


Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. — В 86 тт. с илл. и доп. материалами.

Моисей — великий освободитель и законодатель еврейского народа, живший в конце XVI и начале XV вв. до Р. Х. Свое имя (по-евр. Моше) он (по объяснению Исх. II, 10) получил от спасшей и воспитавшей его египетской принцессы, дочери фараона; оно значит «взятый из воды». Египтология, впрочем, не имеет возможности точно установить происхождение этого имени и колеблется между «мо» (вода) и «удше» (спасенный) или му ши (взят из воды) и египетским месу —  дитя, сын. То и другое производство вполне соответствует данным библейского повествования, по которому ребенок, родившийся у Амрама и Иохаведы, ввиду распоряжения фараона об избиении всех еврейских младенцев мужского пола был положен матерью в осмоленную корзинку и опущен в камыш на Ниле, где и был найден пришедшею купаться дочерью фараона; она взяла его к себе и дала ему блестящее образование. Эта добрая принцесса была Термутис, дочь Рамзеса II, или, по другому предположению, Хат-асу, дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую», т.е. во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис.

Из Библии известно только, что Моисей, глубоко огорченный рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с еврейскими рабочими, и, опасаясь наказания, бежал на Синайский полуо-в, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет (Исх. II, 11 и сл.). Там, у горы Хорива, он из несгораемой купины получил божественный призыв к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении евреев из Египта. Упорство фараона подвергло страну ужасам десяти так назыв. казней египетских:

1) превращение вод Нила в кровь;
2) нашествие жаб,
3) мошек,
4) песьих мух;
5) мор скота;
6) болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами;
7) град и огонь между градом;
8) нашествие саранчи;
9) тьма;
10) смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Евреи, совершив Пасху, двинулись в путь, чудесно перешли через Чермное море и, достигнув Синая, получили полную реорганизацию в религиозно-нравственном и политическом отношениях. Моисеево законодательство и особенно знаменитое «Десятословие» легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Последовавшее за тем 40-летнее странствование по Синайской пустыне сопряжено было для Моисея с множеством невзгод.

Он умер на границе земли обетованной, в которую ему не суждено было войти. Моисей оставил после себя великое литературное наследие в виде первых пяти книг Библии, так наз. «Пятикнижия» (см.).

  • И. Флавий, «Древности» (II-IV);
  • Филон, «Жизнь Моисея»; 
  • так наз. «Вознесение Моисея» (апокриф, книга 1-го ст.);
  • Laut h, “Moses der Hebräer”;
  • Rawlinson, “Moses, his life and times”;
  • Ebers, “Aegypten u. d. Bü cher Mosis“ (1868);
  • А. Лопухин, «Библ. история при свете новых исследований»  (т. I);
  • о законодательстве Моисея:
      • Michaelis, “Mosaisches Recht”;
      • Saalsch ütz, “Mosaisches Recht”;
      • A. Лопухин, «Законодательство Моисея» (1882) и др.

А. Л.


 Христианский портал My studies