Свт. Афанасий Великий
Изложение веры
Творения иже во святых отца нашего Афанасия
Великаго, Архиепископа
Александрийскаго. Часть первая. / Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 264–267.
(Репр. изд.: СТСЛ, 1902).
Источник в интернет: http://www.russportal.ru
Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына
1) Веруем во единаго нерожденнаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца всему видимому и невидимому, имеющаго бытие
от Себя. И во единаго Единороднаго — Слово, Премудрость, Сына,
безначально и превечно от Отца рожденнаго, — не устно
и мысленно произносимое слово, не излияние Совершеннаго,
не отсек и не отпрыск безстрастнаго Естества, но Сына
самосовершеннаго, живаго и действеннаго; истинный, равночестный
и равнославный Образ Отца; ибо сказано, что такова воля Отца,
да якоже чтут Отца, тако чтут и Сына (Иоан. 5, 23);
Бога истиннаго от Бога истиннаго, как говорит Иоанн
в соборных посланиях: И да будем во истиннем
Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный
Бог и живот вечный (1 Иоан. 5, 20); Вседержителя
от Вседержителя; ибо над чем начальствует и чем
обладает Отец, над всем тем начальствует и
всем тем обладает и Сын, всецелый от всецелаго,
подобный Отцу, как говорит Господь: видевый Мене,
виде Отца (Иоан. 14, 9). Рожден же Он неизреченно
и недомыслимо: род бо Его кто исповесть (Иса. 53,
8)? Иначе сказать: никто. И при скончании веков
низшел из недр Отчих, и от Пречистой Девы Марии
восприял нашего человека, Христа Иисуса, Котораго
по собственному изволению предал за нас на страдание,
как говорит Господь: никтоже возмет душу Мою от Мене:
область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Иоан.
10, 18). По сему-то человеку распятый и умерший за
нас, воскрес Он из мертвых и вознесся на небеса. Созданный
для нас в начало путей (Прит. 8, 22), пребывая на земле,
показал нам во тьме свет, спасение от заблуждения,
жизнь из мертвых и вход в рай, из котораго Адам изгнан,
и в который паки вошел чрез разбойника, как сказал Господь: днесь
со Мною будеши в раи (Лук. 23, 43), в который восходил
и Павел; — показал вхождение на небеса, идеже
предтеча вниде о нас Господний человек (Евр.
6, 20), в котором будет судить живых и мертвых.
2) Равно веруем и в Духа Святаго, вся испытующаго,
и глубины Божия (1 Кор. 2, 10), анафематствуя
все учения, мудрствующия противное этому.
Не представляем себе Сыно-Отца, подобно Савеллианам,
называя Его односущим, а не единосущным (μονοούσιον ϰαὶ οὐχ ὁμοούσιον),
и тем отрицая бытие Сына. Не приписываем Отцу удобостраждущаго
тела, какое понес на Себе Сын для спасения
всего мира. Три Ипостаси должны быть представляемы
нераздельными между собою, как о людях представляем
телесно, чтобы и нам, подобно язычникам, не ввести многобожия;
но представляй какбы реку, которая, исходя из истока,
не отделяется от него, хотя два здесь вида и два
имени. Ибо Отец — не Сын, и Сын — не Отец, потому что Отец
есть Отец Сыну, и Сын есть Отчий Сын. Как исток —
не река, и река — не исток, но тот и другая суть
одна и таже вода, из истока лиющаяся в реку: так
и Божество от Отца неизлиянно и неотлучно пребывает в
Сыне, как Господь говорит: изидох от Отца, и иду
ко Отцу (Иоан. 16. 28). Сый в лоне Отчи (Иоан.
1, 18) всегда у Отца; и в лоне Отчем никогда не истощалось
Божество Сына; ибо сказано: Аз бех при Нем устрояя (Прит.
8, 29). Не представляем себе тварию, или созданием,
или из не-сущаго произшедшим Творца вселенной Бога, Сына Божия,
Сущаго от Сущаго, Единаго от Единаго; потому что превечно
рождена от Отца равная Ему Слава и Сила; ибо кто видел
Сына, тот видел и Отца. Все сотворено чрез Сына, но
сам Он не тварь, как говорит Павел о Господе: всяческая
Тем создашася; и Той есть прежде всех (Кол.
1, 16-17). Не говорит, что прежде всего сотворен, но есть
прежде всех: и слово создашася относит к
слову всяческая, а выражение: есть прежде всех прилагает
к одному Сыну.
3) Итак, Он по естеству есть Совершенное от Совершеннаго
Рождение, рожденное прежде всех холмов, т. е. прежде
всякой словесной и разумной сущности; как и в другомь месте Павел
называет Его перворожденным всея твари (Кол. 1, 15);
но назвав перворожденным, показывает этим, что Он — не тварь,
а рождение Отца; ибо странно о Божестве Его употребить
сказуемое: тварь. Все сотворено Отцем чрез Сына; один Сын
превечно рожден от Отца; потому перворожден есть
всея твари Бог Слово, Неизменный от Неизменнаго.
Тело, которое Он нас ради понес на Себе, есть
тварь. О Нем говорит Иеремия, по переводу седмидесяти
толковников: созда Господь спасение в насаждение
ново: в немже спасеннии обидут человецы (Иер.
31, 22); а у Акилы то же изречение излагается: созда
Господь новое в жене. Созданное же в насаждение
нам спасение новое, а не древнее, при нас, а не при живших
прежде нас, есть Иисус, как Спаситель, соделавшийся
человеком; имя же Иисус переводится иногда словом:
спасение, и иногда — словом: Спаситель. Спасение
от Спасителя точно так-же, как освещение от света.
Итак, Спасителем созданное спасение есть новое, как
говорит Иеремия: созда нам спасение ново; и
как выражает Акила: создал Господь новое в жене, т.
е. в Марии: потому что ничего новаго не создано в жене,
кроме Господня тела, рожденнаго от Девы Марии
без плотскаго общения, как и в Притчах от Лица Иисусова
говорится: Господь созда Мя начало путей Своих в дела
Своя (Прит. 8, 22); не сказано же: прежде дел созда
мя, чтобы изречения сего не принял кто о Божестве Слова.
4) Итак, оба изречения написаны об Иисусе,
относительно к телу. Ибо в начало путей создан
Господний человек, котораго явил Он нам во спасение, зане
Тем имамы приведение ко Отцу (Ефес. 2, 18).
Он есть путь, приводящий нас к Отцу, а путь есть нечто
телесно видимое; и это есть Господний человек.
Все сотворило Божие Слово, Само будучи не тварию,
но Рождением; потому что в числе тварей ничего
не сотворило равнаго или подобнаго Себе. Раждать — прилично
Отцу, а творить — художнику. Произведение и тварь есть
тело, которое нас ради понес на Себе Господь, Иже
бысть нам, как говорит Павел, премудрость от Бога,
и освящение, и правда, и избавление (1 Кор. 1,
30), хотя Слово — прежде нас и прежде всякой твари, и было,
и есть Отчая Премудрость.
Святый же Дух, исходя от Отца, всегда пребывает в руках
посылающаго Отца и носящаго Сына, и Им Он наполняет всяческая.
Отец, имея бытие от Себя, как сказали мы, родил
Сына, а не создал, — родил как реку от истока, как
растение от корня, как сияние от света,
все же это видим в природе нераздельным. Чрез
Него Отцу Слава, держава и величие прежде всех веков
и во все веки веков! Аминь.
|