Свт. Афанасий Великий.
Послание к императору Иовиану.
Творения иже во святых отца нашего Афанасия
Великаго, Архиепископа
Александрийскаго. Часть третья. / Издание второе исправленное и дополненное. — М.:
Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 175–178.
(Репр. изд.: СТСЛ, 1903).
Источник в интернет: http://www.russportal.ru
Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына
1) Царю боголюбивому прилично предпочитать всему любоведение
и вожделевать небеснаго; ибо в таком случае подлинно
будет сердце твое в руце Божией (Притч.
21, 1). Итак, поелику благочестие твое пожелало от нас
узнать о вере вселенской Церкви; то, возблагодарив
за сие Господа, вознамерились мы паче всего напомянуть
твоему благочестию веру, исповеданную Отцами
в Никеи. Некоторые, отвергнув эту веру, строили
нам много различных козней за то, что не согласилнсь мы на
арианскую ересь, и они соделались виновниками ереси
и расколов во вселенской Церкви. Истинная же и благочестивая
вера в Господа явна для всякаго; она познается и изучается
из божественных Писаний; ею тайноводствуемые Святые соделались
мучениками, и ныне, разрешившись от тела,
пребывают в Господе. Эта вера соблюдалась бы всегда
неповреждаемою, если бы лукавство некоторых еретиков
не дерзало искажать ее. Некто Арий и его последователи
покусились растлить ее, и вместо нея ввести свое нечестие,
говоря, что Сын Божий из не-сущих и есть тварь, произведение,
и изменяем. И этими речами обольстили они многих,
почему люди, даже значительные, увлечены их хулою, хотя святые
Отцы наши, как сказали мы прежде, сошедшись на Собор в Никеи,
предварительно уже предали ее анафеме, веру
же вселенской Церкви исповедали письменно, чтобы, проповедуемая
повсюду, угасила она ересь, воспламененную еретиками. Посему
и была она всюду, по всей Церкви, без обмана проповедуема
и познаваема. Но поелику ныне некоторые, вознамерившись
возобновить арианскую ересь, осмелились отвергнуть
эту веру, исповеданную Отцами в Никеи, и принимают
вид, будто бы исповедуют ее, в самой же истине отрицают,
перетолковывая речение: единосущный, и хулят Духа
Святаго, говоря, что Он тварь и произведение Сына: то
мы, по необходимости, усмотрев, сколько хулы эти вредоносны
людям, потщились сообщить твоему благоговению веру,
исповеданную в Никеи, чтобы богочестие твое ведало,
и что написано со всею точностию, и сколько заблуждаются
учащие вопреки вере никейской.
2) Ведай же, боголюбивейший Август, что это
проповедуемо было от века, эту веру исповедали
и Отцы сошедшиеся в Никеи, ее подтвердили все повсюду
поместныя Церкви в Испании, Британии, Галлиях,
во всей Италии, Далматии, Дакии, Мисии,
Македонии и по всей Элладе, также во всей Африке,
Сардинии, Кипре, Крите, Памфилии, Ликии,
Исаврии, Египте, в Ливиях, в Понте,
в Каппадокии, и Церкви ближайшия к ним, и Восточныя,
исключая немногих, мудрствующих по-ариански. Мнение
же всех выше исчисленных Церквей знаем мы по опыту,
и имеем у себя их послания. Да будет ведомо
тебе, боголюбивейший Август, что хотя некоторые,
числом немногие, и прекословят сей вере,
однако-же не может это служить предосуждением, когда
целая вселенная содержит апостольскую веру. Эти
немногие, с давняго времени быв заражены арианскою
ересию, с большим упорством ныне противятся благочестию.
И чтобы ведало благочестие твое (что уже и не безызвестно
тебе), потщились мы приложить здесь веру, исповеданную
Епископами в Никеи. Итак сия вера, исповеданная
Отцами в Никеи, такова:
3) Веруем в единаго Бога, Отца Вседержителя, Творца
всего видимаго и невидимаго. И в единаго Господа Иисуса
Христа, Сына Божия, рожденнаго от Отца, единороднаго,
то-есть от Отчей сущности, Бога от Бога, Свет от Света,
Бога Истиннаго от Бога Истиннаго, рожденнаго, несотвореннаго,
единосущнаго Отцу, — Сына, Которым приведено в бытие
все, что на небе и что на земле, — ради нас человеков
и нашего спасения сшедшаго с небес, воплотившагося, вочеловечившагося,
пострадавшаго, воскресшаго в третий день, восшедшаго на
небеса, имеющаго прийти судить живых и мертвых.
И в Духа Святаго. А утверждающих, что было, когда Сына не было,
что не был Он, пока не рожден, что произошел Он из не-сущих,
или полагающих, что Сын Божий от иной ипостаси,
или сущности, или что Он создан, или удобопреложен, или изменяем,
анафематствует вселенская и апостольская Церковь.
4) В этой вере, как божественной и апостольской,
необходимо и нам пребывать всем, Август, и никто не
должен извращать ее хитрыми умствованиями и словопрениями,
как делают ариане, утверждая, что Сын Божий
из не-сущих, что было, когда Его не было, что Он сотворен,
есть произведение и удобопреложен. Ибо за это, как сказали
мы прежде, и Собор Никейский анафематствовал таковую
ересь, исповедал же веру истинную. На Соборе не
наименовали Сына просто подобным Отцу, чтобы исповедывали
Его не просто подобным Богу, но истинным Богом от Бога; написали
же, что Он Единосущен, как свойственно это преискреннему и
истинному Сыну истиннаго по естеству Отца. И Духа Святаго не
признали чуждым Отцу и Сыну, а напротив того, спрославили Его
со Отцем и Сыном в единой вере во Святую Троицу;
потому что в Святой Троице Божество едино.
|