Свт. Афанасий Великий
Окружное послание
Творения иже во святых отца нашего Афанасия
Великаго, Архиепископа
Александрийскаго. Часть первая. / Издание второе исправленное и дополненное. — М.:
Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 276-287.
(Репр. изд.: СТСЛ, 1902).
Источник в интернет: http://www.russportal.ru
Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына
Поместным сослужителям, возлюбленным господам, Афанасий
желает о Господе радоваться.
1) Что потерпели мы, это ужасно и невыносимо; нет
возможности и памяти передать это достойным того образом. Но
чтобы скорее можно было выразуметь ужас совершившагося,
за лучшее признал я привести на память сказание из Писания.
Однажды муж левитин, жене котораго нанесено было
поругание (а она была евреянка и из колена Иудина),
увидев чрезмерность злодеяния, и пораженный
беззакониями, на какия против него отважились, как
повествует божественная книга Судей (гл. 19), раздробив
тело жены на части, послал во все колена Израилевы,
чтобы все убедились — в этом злодеянии
видеть обиду не ему одному, но всем вообще, и если
будут сострадательны, отмстили, а если останутся равнодушными,
на себе понесли стыд, как ставшие уже участниками
в причинении обиды. Посланные известили о случившемся;
и всякий слытавший и видевший сказал:
никогда не бывало ничего подобнаго с того дня, как вышли сыны
Израилевы из земли египетской. Почему подвиглись все колена
Израилевы, и все, какбы сами потерпели обиду, собрались
против преступников. Наконец, учинившие беззаконие
были преследованы войною и стали для всех отверженными;
потому что собравшиеся не смотрели на единоплеменность,
но имели в виду преступление.
Знаете, братия, это сказание и подробности дела,
изображенныя в Писании. Я не намерен распространяться
об этом более; потому что пишу людям знающим, и спешу
вашему благоговению указать на события настоящия,
которыя важнее и тех. Ибо для того и упомянул об
этом сказании, чтобы, тогдашнее сравнив с настоящим,
и уразумев, сколько последнее превосходит жестокостию
древнее, вознегодовали вы еще более, нежели израильтяне
на тогдашних беззаконников; потому что лютость гонений,
воздвигнутых на нас, гораздо выше; и бедствие левита
маловажно в сравнении с тем, на что ныне отваживаются
против Церкви; лучше же сказать, этого и не слышно было никогда
во вселенной, и никто не изведывал подобных зол. Тогда
поругана была одна женщина и один левит потерпел насилие;
а теперь поругана целая Церковь, оскорблено святилище и,
что еще важнее, благочестие гонимо нечестием.
Тогда каждое колено Израилево, видя отторгнутый член одной
женщины, приходило в ужас; а теперь видимы расторгнутые члены
целой Церкви, и посланные, частию к вам, а частию
к другим, извещают о поругании и обиде,
какия претерпели они.
Потому, умоляю, подвигнитесь и вы, как будто обида нанесена
не нам одним, но и вам; пусть каждый подаст помощь, как
будто и сам страждет, чтобы не повредились в скором времени
и правила церковныя, и верование Церкви; потому что
— в опасности теперь то и другое, если Бог вскоре чрез
вас не исправит допущенных безпорядков, и Церковь не будет
защищена. Не теперь даны правила и уставы церквам, но прекрасно
и твердо преданы Отцами нашими; не теперь началась вера,
но от Господа перешла к нам чрез учеников Его. Посему да
не погибнет в настоящие дни, что соблюдалось в
церквах издревле и до нас, и да не будет взыскано с нас,
что вверено было нам. Подвигнитесь, братия; потому
что вы — строители таин Божиих, и видите, как расхищаются
оне другими. Подробности услышите от письмоподателей;
а я поспешил изобразить кратко, чтобы в подлинности узнать
вам, что никогда не бывало еще ничего подобнаго с Церковию,
со дня, как вознесшийся Спаситель заповедал ученикам,
сказав: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца
и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19).
2) А что в отношении ко мне и к Церкви сделано
противузаконно, это было так: По обычаю собирались мы мирно,
народ радовался нашим собраниям, и все преуспевали
в житии по Богу, сослужители мои в Египте, Фиваиде и
Ливии, сохраняли любовь и мир и друг к другу и ко мне;
вдруг египетский епарх обнародывает писания, имеющия
вид указа, что некто Григорий из Каппадокии
поступает моим преемником, по царской воле. Такой слух
всех привел в смятение; это было нечто новое
и в первый только раз слышимое. Народ тем паче стал
сходиться в церкви, а чрез это еще более узнали, что
ни сами они, ни епископ, ни пресвитер, и ни другой кто вообще,
никогда не приносили на меня жалоб; с Григорием же видели
одних ариан, узнали, что и сам он — арианин,
присланный Евсевиевыми единомышленниками. А вы знаете,
братия, что единомышленники Евсевиевы всегда были
покровителями и сообщниками нечестивой ереси арианствующих,
и чрез них всегда строили мне козни, и были виновниками
удаления моего в Галлию. Поэтому народ справедливо
вознегодовал, все вопияли, свидетельствуясь
другими судиями и целым городом, что; поелику не
было на меня никакой жалобы от священнослужителей, сделано
же это в поругание мне еретиками арианами,
то явное это нововведение и нарушение церковных
законов.
Если бы и действительно имела силу какая нибудь
на меня жалоба; то не арианину, не кому либо из держащихся
арианских мудрований, но — по церковным правилам
и по слову Павлову, — собравшемуся народу и тем, которые
прияли власть от Духа, с силою Господа нашего Иисуса
Христа (1 Кор. 5, 4), надлежало законно все изследовать
и произвести, в присутствии изъявляющих свое требование
мирян и клириков; постороннему же, при содействии
ариан, какбы купив имя епископа, где не просили,
не имели в намерении и вовсе не знали дела,
не должно было вторгаться в церковь, по предстательству и принуждению
мирских судей. Ибо все это нарушает церковныя правила
и вынуждает язычников хулить и подозревать, что поставления
совершаются у нас не по Божественному закону, а вследствие
купли и по ходатайству.
3) Итак, поставление Григория арианами было
странно и такое имело начало. Какия же беззакония
произвело и скольких зол было причиною всиупление
его в Александрию, — об этом можете узнать из написаннаго
и разспросить у приходящих. Когда народ, при таком нововведении,
изъявил свое неудовольствие, и потому собрался в церквах,
чтобы арианское нечестие не примешалось к
верованию Церкви; Филагрий, который и прежде
оскорблял Церковь и ея дев, а теперь стал епархом египетским,
этот отступник, соотечественник Григориев, человек
нечестных нравов, а сверх того имеющий заступниками
единомышленников Евсевиевых, и потому усильно действующий
против Церкви, своими обещаниями, впоследствии
исполненными, склоняет на свою сторону и раздражает язычников,
иудеев и людей безпорядочных; и вдруг напускает их с мечами и
дреколием
на народ в церквах.
А что из этого вышло, — не легко уже сказать это, да и
не возможно вполне изобразить; даже и малой части никто
не вспомнит без слез и рыданий. Ибо описаны ли где у
древних такия плачевныя события? Или, бывало ли
когда-нибудь что подобное во время гонения и войны? Храм
и святая крещальня обемлются пламенем. Вдруг, в городе жалобы,
вопли, плач; граждане негодуют на случившееся, вопиют
на градоправителя, и свидетельствуют о совершаемых насилиях;
потому что святыя и непорочныя девы были обнажаемы и терпели
непозволительные поступки; а которыя противились, тех
жизнь подвергалась опасности; монашествующие были затоптаны
ногами и умирали; в одних бросали свинцовыми кругами, других
убивали мечами и дреколием, иные были изранены и избиты.
А на святой Трапезе какое совершалось нечестие и
беззаконие! Приносили в жертву птиц, жгли сосновую кору,
восхваляя своих идолов, и хуля в самых церквах Господа и
Спасителя нашего Иисуса Христа, Сына Бога Живаго; книги
Божественнаго Писания, какия находили в церкви,
жгли; богоубийцы иудеи и безбожные язычники, без
опасения входя в святую крещальню (какая дерзость!), обнажались
там, делали и говорили такия мерзости, которыя стыдно
и пересказывать. И некоторые нечестивцы, подражая жестокости
гонений, хватали дев и постниц, влекли за руки,
и влача, принуждали хулить Господа и отрекаться от Него; а которыя
не отрекались, тех терзали и топтали ногами.
4) И сверх того, дивное и торжественное это вступление
арианина Григория, увеселяясь подобными бедствиями,
какбы предлагая воздаяние и награду за такую беззаконную
победу язычникам, иудеям и всем, так поступавшим
с нами, предает на разграбление церковь. И как скоро
дозволено было такое беззаконие и безчиние, — поступают
хуже, чем на войне, и с большим уже ожесточением,
чем разбойники. Одни расхищают все, что ни встречалось;
другие грабят положенныя некоторыми на сохранение
вещи; вино, котораго было довольно много, пьют, льют, уносят;
стоявший елей расхищают; двери и решетки берет
всякий как добычу; подсвещники влекут и в тоже
время кладут у ограды; церковныя свечи зажигают перед
идолами. Одним словом, в церкви грабеж и убийство.
И злочестивые ариане не стыдились таких дел, но
присовокупили еще худшее и более жестокое. Пресвитеры и
миряне были терзаемы; девы без покрывал отводимы
были в судилище к градоправителю и ввергаемы в темницу; у
иных описывали имение, а самих бичевали; возбранялось
выдавать хлебы священнослужителям и девам. И все
это происходило в самую святую Четыредесятницу, около Пасхи,
когда братия постились, а чудный Григорий, подражая
Каиафе с игемоном — Пилатом, ругался над благочестно
чтущими Христа. В пяток, вошедши в одну из церквей с градоправителем
и с толпою язычников, как скоро увидел, что народ
с отвращением смотрит на его насильственное вторжение,
заставил жестокаго градоправителя — в один час всенародно
высечь и ввергнуть в темницу тридцать четыре человека,
— дев, замужних жен и благородных мужей; в числе их
была дева любительница чтения; она держала еще в
руках Псалтирь, когда велели сечь ее всенародно;
книга была вырвана исполнителями казни, сама же дева заключена
в тюрьму.
5) После всего этого они не успокоились, не щадили и прочаго,
но вознамерились повторить тоже самое в другой церкви,
где всего более пребывал я в те дни. Старались
же простереть неистовство свое и на эту церковь, чтобы уловить
и убить меня. Так и было бы со мною, еслибы не помогла благодать
Христова, чтобы, избежав гибели, мог я по крайней мере пересказать
хотя немногое. Ибо видя, что буйство их доходит до крайности,
и признав лучшим, чтобы церковь не потерпела вреда, не
пострадали в ней девы, не произошли опять убийства,
и народ в другой раз не подвергся оскорблениям, — скрылся
я от народа, вспомнив Спасителя. Который говорит: егда
гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Матф.
10, 23). По злодеяниям же, какия совершены
ими в другой церкви, знал я, что не откажутся от жестокости
и в этой; потому что не устыдились даже дня Господня в святый
праздник, но и в этот день заключали людей церковных в темницу.
Когда Господь всех освободил от уз смертных; тогда
Григорий и бывшие с ним, какбы в противоборство
Спасителю, положившись на покровительство градоначальника, и
этот день свободы для рабов Христовых обратили в плач. Язычники,
уважая день сей, веселились; а Григорий, исполняя, может
быть, приказания Евсевиевы, доводил христиан
до необходимости плакать, обременял их узами.
С таким насилием градоправитель отнимал церкви, и
отняв, передавал Григорию и арианам. И отлученные
нами за нечестие радуются похищению церквей; а народ
Божий и служители соборной церкви принуждены — или приобщиться
к нечестию еретиков ариан, или не входить в церкви.
Даже корабельщикам и другим мореплавателям Григорий
делал не мало насилия и принуждения чрез
градоправителя, подвергая их истязаниям, побоям, узам
и заключению в темницу, чтобы не противоречили его
беззакониям, но даже приняли от него письма.
Не довольствуясь и этим, но чтобы насытиться моею кровию,
побудил он жестокаго сообщника своего, градоправителя, какбы
от лица народа, написать представление благочестивейшему
царю Констанцию в укоризненных против меня выражениях,
вследствие чего должно мне не только бежать,
но и ожидать себе тысячи смертей. Писал же это представление
один отступник из христиан, безстыдно покланяющийся
идолам; а подписались язычники, служители идольских капищ,
и с ними — ариане.
И чтобы не распространяться в слове, напишу: Здесь
— гонение на Церковь, такое гонение, какого никогда
еще не бывало. Ибо в гонение, пред этим бывшее, по крайней
мере, кто спасался бегством, тот мог молиться
и креститься втайне: а ныне жестокость велика и уподобляется
вавилонскому безбожию. Как тогда было с Даниилом;
так и теперь чудный Григорий доносит градоправителю на
тех, которые молятся в домах, а за священнослужителями
наблюдает, преследуя их всякими оскорблениями;
почему, вследствие такого насилия, многие
— в опасности умереть некрещенными; многие в болезни
остаются без посещения духовными, и сетуют
о таковом бедствии, почитая его тягостнейшим
самой болезни; потому что, при гонении на служителей
церкви, те из народа, которые гнушаются нечестием
еретиков ариан, предпочитают лучше так болеть
и быть в смертной опасности, нежели дозволить, чтобы рука арианина
взошла на их главу.
6) Итак, Григорий — арианин и прислан арианами;
ибо никто не требовал его, кроме их одних. И потому,
как наемник и как чужой, христианам соборной церкви,
как ему не принадлежащим, чрез градоначальника причиняет
бедствия и огорчения. Прежде, когда единомышленники
Евсевиевы поставили арианам какого-то Писта, — как
скоро написал я вам о нем (известно это всем
вам епископам соборной церкви), — справедливо предали вы его
анафеме и отлучению за нечестие. По этой-то
причине прислали теперь к арианам этого Григория;
а чтобы и в другой раз не остаться в стыде, после того,
как опять напишу к вам против них, — употребили против
меня внешнюю силу, думая, что, овладев церквами,
избегнут подозрения в арианстве Но
ошиблись и в этом; потому что никто из церковных не действует
с ними за-одно, и на их стороне одни еретики, еще — отлученные
от Церкви за вины, и те, которые лицемерят по принуждению,
боясь градоправителя. Вот что произведено единомышленниками
Евсевиевыми! Это замышляли и слагали они издавна, теперь
же нашли возможность привести в исполнение, при помощи
клевет, какими очернили меня пред царем. Конечно же, и на
этом не успокоятся; они так домогаются моей смерти, и столько
страшными показывают себя моим знакомым, что все обращаются
в бегство и ожидают себе от них смерти.
Но поэтому не должно и вам оставаться в бездействии
при их беззакониях; напротив того, надлежит вступиться
в дело и вознегодовать на такия против нас нововведения.
Ибо если, когда страждет один член, состраждут с ним и
все члены, и по слову блаженнаго Апостола, должно плакать
с плачущими (Рим. 12, 15); то, когда страждет такая Церковь,
— пусть каждый, какбы сам страдал, вступится в дело.
Ибо хулится ими общий наш Спаситель и нарушаются ими общия
всем нам правила. Если бы, когда возседаете вы
в церкви и неукоризненно собираете народ, вдруг пришел кто-нибудь,
по указу объявляя себя преемников кого-либо из вас, и с вами
случилось что-либо подобное; то не вознегодовали ли бы вы, и
не пожелали ли бы, чтобы вступились за вас? Посему справедливо
прийдти вам в негодование, чтобы, если при этом
умолчите, подобное зло не стало постигать и каждую церковь, и
училище наше не обратилось, наконец, в место купли и
торжища.
7) Об арианах знаете уже вы, возлюбленные; потому что
нечестие их неоднократно подвергали отлучению, и
каждый порознь, и все вообще; знаете же, что и единомышленники
Евсевиевы, как прежде сказал я, держатся той же ереси,
почему и злоумышляют против меня издавна. Теперь чрез них
и от них постигшия нас бедствия, жесточайшия
бедствий военнаго времени, описал я вам, чтобы
вы, согласно с упомянутым в начале сказанием,
восприняв ненавидящую лукавства ревность, исторгли творящих
подобное лукавство против Церкви. Если в прошлом году, когда
еще не было этого, римские братия писали, учредить
Собор по прежним делам, чтобы наказать за них, и единомышленники
Евсевиевы, боясь этого Собора, предупредили возмутить Церковь,
и хотели убить меня, чтобы, не имея обличителя, небоязненно
делать уже, что им угодно; то кольми паче, по совершении
стольких беззаконий, должны вы вознегодовать и произнести
на них осуждение, по мере того, что к прежнему
присовокупили еще и это?
Умоляю вас, не оставьте этого без внимания, и не потерпите,
чтобы знаменитая александрийская Церковь попрана была еретиками.
И народ и священнослужители, естественным образом, не могут
действовать совокупно, они молчат, боясь насилий
от начальника области, но отвращаются нечестия арианскаго.
Итак, если Григорий, или другой кто из окружающих его,
будет писать к вам, — не принимайте, братия, писаний
его, но отлучите и посрамите доставивших письма эти, как служителей
нечестия и лукавства. Если же осмелится написать
в виде примирения, и сего не принимайте, потому
что доставят это к вам взявшиеся из боязни градоначальника,
вследствие многих его насилий. Поелику же,
вероятно, будут писать к вам об этом и Евсевиевы
единомышленники, то по этой же причине, наперед напоминаю
вам, — и в этом случае, подражая Божию нелицеприятию,
гоните от себя присланных ими, потому что, по их настроению,
в такое время язычниками и иудеями произведены в церквах
гонение, растление дев, убийство,
разграбление церковныхь вещей, пожар и богохульства.
А злочестивый и неистовый Григорий не можеть отречься,
что он — арианин, имея обличителем подписавшагося
в его посланиях. Ибо этот подписавшийся есть Аммон,
который давно уже за многия худыя дела и за нечестие
извержен из Церкви блаженной памяти Александром, прежде меня
бывшим епископом.
Ради же всего этого благоволите отписать ко мне и осудить
нечестивых, чтобы, как находящиеся здесь священнослужители
и народ, видя ваше православие и вашу ненависть к лукавству,
возвеселились теперь о единодушной вашей во Христа вере,
так решившиеся на такое противозаконное дело
против Церкви, вразумившись вашими писаниями, хотя со
временем когда-нибудь, могли раскаяться.
Приветствуйте братство ваше. Все со мною сущие
братия приветствуют вас. Здравыми и памятующими
о мне да сохранит Господь вас, истинно возлюбленные Господа!
|