Свиток Афанасия Александрийскаго архиепископа,
к антиохийцам.
Творения иже во святых отца нашего Афанасия
Великаго, Архиепископа
Александрийскаго. Часть третья. / Издание второе исправленное и дополненное. — М.:
Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 166–175.
(Репр. изд.: СТСЛ, 1903).
Источник в интернет: http://www.russportal.ru
Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына
1) Возлюбленным и вожделеннейшим сослужителям:
Евсевию, Люциферу, Астерию, Киматию и Анатолию
Афанасий и пребывающие в Александрии
Епископы из Италии, Аравии, Египта и Ливии,
Евсевий, Астерий, Гаий, Агаф, Аммоний,
Агафодемон, Драконтий, Аделфий, Ермеон, Марк, Феодор,
Андрей, Пафнутий, другой Марк, Зоил, Мина, Георгий,
Лукий, Макарий и прочие желают премного о
Христе радоваться.
Уверены мы, что, будучи служителями Божиими и добрыми
строителями, имеете вы достаточныя силы благоустроить все дела
церковныя. Но поелику дошло и до нас, что весьма многие,
прежде по упорству от нас отделявшиеся, желают
ныне быть в мире с нами; а многие, отступив
от сношения с арианами, ищут общения с
нами: то почли мы необходимым, что написано нами и возлюбленными
нашими Евсевием и Астерием, то написать и к вашей
доброте, о возлюбленные и подлинно вожделеннечшие
сослужители. Мы радуемся таковому известию. и желаем,
чтобы, если и остается еще кто далеким от нас, и если кто,
повидимому, сходится еще с арианами, то и он бежал
бы арианскаго их безумия, и наконец все и
повсюду могли бы сказать: един Гасподь, едина вера (Ефес
4, 5). Ибо, как сказал Песнопевец, что добро,
или что красно, но еже жити братии вкупе (Псал.
132, 1)? А дом наш — Церковь, и у нас прилично быть одному
и тому-же образу мыслей, ибо веруем, что в таком случае будет
с нами обитать и Господь, сказавший: вселюся в них
и похожду (2 Кор. 6, 16), и: зде вселюся, якоже
изволих й (Псал. 131, 14). Где же — зде, как
не там, где проповедуется одна вера, одно
благочестие?
2) Посему, действительно, и мы египетские вместе с
возлюбленными нашими братиями, Евсевием и Астерием,
намеревались идти к вам, как по многим причинам, так
особенно для того, чтобы облобызать любовь вашу и сообща насладиться
таким миром и единомыслием. Но поелику, как объясняли
мы и в других посланиях, и как можете узнать от самих
сослужителей наших, удерживают нас церковныя нужды; то мы
поскорбели и упросили этих сослужителей наших, Евсевия
и Астерия идти к вам вместо нас. И благодарение
их богочестию, что хотя сами и могли поспешить в
свои епархии, однако-же всему предпочли путешествие
к вам ради настоятельной церковной нужды. Получив их согласие,
утешились мы тем, что, когда они и вы будете там,
и мы все почтем себя соприсутствующими с вами.
3) Итак, всех желающих быть в мире с нами,
особливо же имеющих собрания в старом городе,
а также отступивших от ариан, пригласите к себе,
приимите их, как отцы детей, присвойте себе как
учители и попечители, и соедините их с возлюбленными нашими,
сущими с Павлином; ничего же не требуйте от них больше, а
только, чтобы предали анафеме арианскую ересь,
и исповедали веру, святыми Отцами исповеданную
в Никеи, предали также анафеме утверждающих, что
Дух Святый есть тварь и отделен от сущности Христовой.
Ибо не разделять Святую Троицу, и не говорить, будто бы
нечто из Нея есть тварь, значит истинно отступить от
ненавистной ереси ариан. А те, которые притворно
приписывают себе веру, исповеданную в Никеи,
дерзают же произносить хулу на Духа Святаго, не более
делают, как только на словах отрицаются арианской
ереси, содержат же ее в сердце. Всеми да будут
преданы анафеме нечестие Савеллия и Павла
Самосатскаго, безумие Валентина и Василида и безразсудство
манихеев. Ибо, когда будет все это, тогда все соделаются
свободными от всякаго худого подозрения, и видима
будет единая чистая вера вселенской Церкви.
4) А что эта вера содержится и нами, и имевшими
всегда с нами общение, это, думаем, не неизвестно
и вам и всякому другому. Поелику же участвуем в радости намеревающихся
вступить в единение, как всех, так преимущественно
имеющих собрания в старом городе, и как
за всех, так за доброе преднамерение последних,
наипаче прославили мы Господа; то умоляем вас на этих условиях
пребывать с ними в единомыслии, и, по сказанному прежде,
как вам ничего большаго не требовать от имеющих
собрания в старом городе, так и сущим с Павлином
не выставлять на вид ничего иного, кроме Никейских определений.
5) Объявляемый же некоторыми лист, будто написанный о
вере на Сардикийском Соборе, запретите
вовсе читать или ссылаться на него; потому что Собор не определял
ничего такого. Хотя некоторые, под видом, что изложение
веры Никейскаго Собора недостаточно, желали писать о вере и
усильно покушались на это: однако-же, святый Собор, сошедшийся
в Сардике, вознегодовал на то, и определил — не
писать больше о вере, но довольствоваться верою,
исповеданною Отцами в Никеи; потому что исповедание
это ни в чем не имеет недостатка, но исполнено благочестия;
и не должно вторично излагать исповедание веры,
чтобы исповедание, написанное в Никеи, не могло
быть почтено недостаточным, и не было дано этим повода желающим
часто писать и делать определения о вере.
Почему, еели кто будет выставлять на вид это или другое изложение
веры, останавливайте таких, и убеждайте их пребывать
лучше в мире; и мы ничего более не видим в этих
людях, кроме одного упорства.
Скажем и о тех, которых порицали иные, за употребление
речений — три Ипостаси, — так как речения
эти взяты не из Писания и подозрительны. Хотя мы и просили
ничего большаго не требовать, кроме Никейскаго исповедания;
однако-же, по причине спора спрашивали их: не именуют
ли они, подобно арианам, Ипостаси сии отчужденными,
разобщенными, и взаимно иносущными, каждую же Ипостась
особо отдельною, как отделены другия твари
и раждаемые от людей; или, не именуют ли Ипостасей различными
сущностями, каковы например золото, или серебро, или медь;
или, как другие еретики именуют три начала и трех богов,
не так ли и они, думая об Ипостасях, именуют их? —
И они подтвердили, что не в таком смысле именуют, и
что никогда так не думали. Когда же спросили мы их: почему
же говорите это, и вообще, для чего употребляете такия
речения? — они отвечали: для того, что веруем
во Святую Троицу; знаем же Троицу не по имени только, но истинно
сущую и пребывающую, истинно сущаго и пребывающаго Отца, истинно
сущаго и пребывающаго самосущим Сына, пребывающаго и сущаго
Духа Святаго; не именуем же трех богов или трех начал, и
вовсе не терпим утверждающих это или мудрствующих так; но
ведаем Святую Троицу, и единое Божество, и единое Начало,
и Сына единосущнаго Отцу, как изрекли Отцы, и Духа Святаго —
не тварь и не чуждаго, но собственнаго сущности Сына и Отца и
нераздельнаго с Ними.
6) Приняв же от них такое объяснение и оправдание
речений, спросили мы и обвиняемых ими, будто бы именуют
одну Ипостась: не в том ли смысле, как мудрствует
Савеллий, и они именуют так, отрицая чрез сие
Сына и Святаго Духа, или предполагая, что Сын не самосущ и
Дух Святый не самостоятелен? — Но они подтвердили, что не в
этом, смысле именуют и никогда так не думали; именуем
же, говорили, Ипостасию, почитая равнозначительным
сказать: Ипостась или сушность; а разумеем одну Ипостась,
потому что Сын от Отчей сущности, и признаем тождество естества
в Отце и Сыне. Ибо веруем, что Божество одно,
и естество Его одно, а не иное естество Отца, и не чуждое Ему
естество Сына и Святаго Духа.
И действительно, обвиненные, что именуют три Ипостаси,
стали в этом согласны с последними, а утверждавшие
одну сущность и сами одобрили мнение первых в том
виде, как объяснили они его; те же и другие
предали анафеме Ария, как христоборца, Савеллия
и Павла Самосатскаго, как злочестивых, Валентина и Василида,
как чуждых истине, и Манихея, как изобретателя
зол. И все, по благодати Божией, после таких
объяснений совокупно соглашаются, что лучше и точнее
подобных речений вера, исповеданная Отцами
в Никеи, и что наконец лучше довольствоваться и пользоваться
теми речениями, какия употреблены в Никейском
исповедании.
7) А поелику некоторые, повидимому, спорят друг с другом
и о домостроительстве Спасителя в воплощении; то
и об этом спрашивали мы тех и других, и что исповедали
одни, с тем согласились и другие, именно же: не
как Слово Господне было в Пророках, так при скончании
веков вселилось Оно в Святаго Человека; напротив
же того, само Слово плоть бысть, и во образе Божии
Сый приял зрак раба, и от Марии по плоти соделался
человеком ради нас; и таким образом, род человеческий,
в Нем совершенно и всецело освобождаемый от греха
и оживотворяемый из мертвых, вводится в царство небесное.
Они исповедывали также, что Спаситель имел тело
не бездушное, не безчувственное и не неразумное; ибо, поелику
Господь ради нас соделался человеком, то и невозможно
телу Его быть неразумным; потому что самим Словом совершено
спасение не тела только, но и души. Будучи же истинно
Божиим Сыном, соделался Он и Сыном человеческим;
и будучи единородным Божиим Сыном, соделался и
первородным во многих братиях. Почему, не иной был
Сын Божий, сущий прежде Авраама, а иной — сущий
после Авраама; не иной был воскресивший Лазаря,
а иной вопрошавший о нем; но Один и Тот-же по-человечески
сказал: где положен Лазарь? а по Божеству воскрешает
его. Один и Тот-же телесно, как человек, плюну, и
Божески, как Сын Божий, отверз очи слепому от
рождения; и пострадав плотию, как сказал
Петр (1 Петр. 4, 1), Божески отверз гробы и воскресил мертвых.
Таким же образом, из сего уразумевая и все, повествуемое
в Евангелии, они утверждали, что одинаково разсуждают
о воплощении и вочеловечении Слова.
8) Поелику же так они исповедали, то умоляем вас: не
осуждайте поспешно, и не отвергайте так исповедующих
и так объясняющих употребляемыя ими речения; но лучше
принимайте желающих мира и оправдываюшихся. А которые не хотят
так исповедывать и объяснять сии изречения,
тех удерживайте и пристыждайте, потому что образ их
мыслей подозрителен Но, не терпя последних, и первых,
правильно толкующих и мудрствующих, увещавайте не предлагать
больше вопросов другь другу, не входить в словопрения
о безполезном, не состязаться о подобных речениях, но
согласно держаться благочестнаго образа мыслей. Ибо разсуждающие
иначе, любящие спорить о таких речениях и доискивающиеся
чего-то сверх написаннаго в Никеи, не иное что делают,
а только, как ненавистники мира и любители расколов, напаяют
подруга развращением мутным (Аввак. 2, 15). Вы же, как
люди добрые, рабы верные, и Господни строители, что соблазняет
и отчуждает, то прекращайте и воспрещайте, всего же более
предпочитайте таковый мир, храня здравую веру; Господь,
может быть, помилует нас и соединит разделенное. Когда
же соделается единое стадо, тогда все мы паки будем
иметь единаго вождя, Господа нашего Иисуса Христа.
9) И мы, оставшиеся в Александрии, обще с со служителями
нашими Астерием и Евсевием (потому что большая
часть из нас разошлись по своим епархиям), хотя не
должно было спрашивать ни о чем, кроме Никейскаго Собора,
и не терпеть спорных речений, однако-же ради мира,
и чтобы не отвергнуть желающих веровать право, предлагали
им эти вопросы, и что они исповедали, то изложили кратко.
И вы также сообща, и где обыкновенно имеете свои
собрания, прочтите это, и удостойте пригласить туда всех.
Ибо справедливо прочесть сперва послание там, и там же
вступить в единение с желающими и домогающимися мира,
и уже, по присоединении их, где угодно будет всему
народу, там в присутствии вашей доброты и совершать церковныя
службы и всем сообща прославлять Господа.
Приветствуют вас сущии со мною братия; желаю,
чтобы вы здравствовали и творили о нас память пред Господом.
Подписали сие: я — Афанасий — и другие
собравшиеся Епископы, и присланные Епископом острова Сардинии
Люцифером два диакона Еренний и Агапит, и присланные
Павлином Максим и Калимер также диаконы; были же при
сем и некоторые монашествующие от Епископа Аполлинария,
для сего им и присланные.
10) Поименованные же вначале Епископы, к которым писано
это послание, были: Евсевий — города Верчелли в
Галлии, Люцифер — острова Сардинии, Астерий
— Петры аравийской, Киматий — Палтоса в Келесирии,
Анатолий — Евбеи.
А писавшие послание были: Папа Афанасий
и пребывающие с ним в Александрии Евсевий
и Астерий, и прочие: Гаий — Епископ Паратония
близ Ливии, Агаф — Фрагона и части Елеархии
египетской, Аммоний — Пахнемуниса и остальной части Елеархии,
Агафодемон — Схедии и Менелаита, Драконтий
— малаго Ермополя, Аделфий — Онуфа лихнийскаго, Ермион
— Танеса, Марк — Зигров близ Ливии, Феодор —
Атриба, Андрей — Арсеноита, Пафнутий — Саиса, Марк — Филов,
Зоил — Андро, Мина — Антифрона.
К сему Евсевий приписал по-латини, что в переводе значит:
Я — Епископ Евсевий — с вами, по точном с обеих
сторон исповедании веры вашей, взаимно между
собою соглашающимися в разсуждении Ипостасей, и
сам согласен; и не сие только подтверждаю, но и все,
что говорится в Послании, как видно это по связи речи,
о воплощении Спасителя нашего, а именно, что Он Сын Божий
и соделался человеком, восприяв на Себя,
кроме греха, всего ветхаго нашего человека,
каким он был. И поелику лист, приписываемый Сардикийскому
Собору, устраняется, чтобы не казалось, будто бы излагается в
нем что-либо сверх никейской веры; то и я соглашаюсь
не делать его гласным в Церкви, чтобы не подать мысли,
будто бы исключается им никейская вера; и желаю возмогать
вам о Господе.
Я — Астерий — дал свое согласие на все писанное
выше; желаю возмогать вам о Господе.
11) Когда же свиток сей был прислан из Александрии
к антиохийцам за означенными подписями поименованных
выше, тогда и сами они подписались к нему:
Я — Павлин, как приял от Отцев, так и содержу в
мыслях, что Отец есть и пребывает совершен, и Сын пребывает
совершен, и Дух Святый пребывает совершен; почему и приемлю
написанное выше толкование о трех Ипостасях, и
об единой Ипостаси, или сущности, а равно и разумеющих
так. Ибо благочестиво разуметь и исповедывать Святую
Троицу в едином Божестве. И о совершившемся ради нась
вочеловечении Отчаго Слова так разсуждаю, как написано,
а именно, что, по сказанному Иоанном, Слово плоть бысть, и
что не претерпело Оно изменения, как говорят
злочестивые, но соделалось ради нась человеком,
родившись от Святой Девы Марии и от Духа Святаго.
Ибо Спаситель приял на Себя тело не без души, не
без чувства, не без ума; потому что, когда Господь ради нас
соделался человеком, невозможио иметь Ему
только тело и не иметь ума. Почему, анафематствую
отметающих веру, исповеданную в Никеи, и непризнающих,
что Сын от сущности Отчей и единосущен Отцу; анафематсгвую
также утверждающих, что Дух Святый есть тварь, приведенная
в бытие Сыном; и еще анафематствую ересь Савеллия
и Фотина, и все другия ереси, соображаясь с верою,
составленною в Никеи, и со всем написанным выше.
Я — Картерий — желаю вам здравствовать.
|