Публикуется по изданию: Творения святаго священномученика
Киприана, епископа Карфагенскаго. Том первый: Письма. Киев, 1861. С. 2328.
(Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви западных, издаваемая
при Киевской Духовной Академии, Кн. 1.)
Киприан, Цецилий, Виктор, Седат, Тертулл, с пресвитерами присущими,
брату Помпонию желают здоровья. Мы прочли, возлюбленнейший брат,
присланное тобою чрез брата Пихония письмо, в нем ты просишь
написать тебе: что мы думаем о тех девах, которыя, решившись
оставаться в своем состоянии и ненарушимо хранить целомудрие,
возлежали, как оказалось потом, на одном ложе с мужчинами (в числе
их ты указываешь на одного диакона), и которыя, сознавшись
в этом, утверждают, что остались непорочными? Так как ты по этому
поводу обратился к нам за советом; то знай, что мы нисколько
не отступаем от евангельских и апостольских преданий, при
постоянно-ревностном попечении о наших братьях и сестрах
и при охранении церковнаго благочиния всеми полезными и спасительными
средствами. Господь говорить: и дам вам пастыри по сердцу моему
и упасут вас разумом и учением (Иер. 3, 15),
и в другом месте писание говорит: наказание уничижаяй
окаянен (Прем. 3. 11); об этом же самом и в псалмах
Дух Святый учит: приимите наказание, да не когда прогневается
Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость
его (Псал. 2, 12). И так первее всего, возлюбленнейший брат,
как предстоятелям, так и народу, должно особенно заботиться о тщательном
соблюдении, ради страха Божия божественных правил благочиния, а также
о том, чтобы не допускать братьев наших заблуждаться и жить
по своей прихоти и произволу, и подавать им верную помощь к жизни. Поэтому-то должно
воспретить девам жить в одном доме с мужчинами, не говорю
вместе спать, но и даже жить вместе, потому что и слабый пол
и возраст еще неопытный требуют от нас во всем задержки и руководства;
а иначе можно подать повод к обольщению диаволу, который разставляет
сети, жаждая добычи. Апостол сказал: ниже дадите места диаволу (Еф.
4, 26). Корабль, попавший на опасное место, тотчас нужно спасать
оттуда, иначе он потерпит крушение среди подводных камней и скал.
Быстро нужно выносить из дому во время пожара имущество, пока оно еще
не охвачено
сильным пламенем. Никто не безопасен в то время, когда близка
опасность И раб Божий не будет иметь возможности освободиться
от диавола, когда впадет в его сети. Нужно, поэтому, поспешить,
пока можно еще отделить невинных, потому что после и наше
содействие не будет достаточно к их отделению. И как
тяжко падают от того многие, как много дев, к величайшему
прискорбию нашему, мы видим сделавшихся преступными от таких соблазнительных
и пагубных связей. Если оне искренно посвятили себя Христу, то должны
хранить стыд и целомудрие незазорно, и за твердость и постоянство
ожидать награды девства. Если же не хотят или не могут так
оставаться; то пусть лучше вступают в брак, чем заслуживают
огнь адский своими преступлениями. По крайней мере, оне не должны
подавать соблазна другим братьям и сестрам, по писанию: аще
брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса вовеки, да не соблазню
брата моего (1 Кор. 8, 1З). И пусть ни одна не полагается
на оправдание себя тем, что можно увериться в ея девстве
Да и сколько
отвратительнаго а преступнаго заключает в себе самое совозлежание
девы с мужчиною,
обнимание, собеседование, целование, гнусный и отвратительный
совместный их сон! Если бы супруг нечаянно застал супругу свою на ложе
с другим; то не воспылал ли бы он чувством негодования и гнева и
в пылу ревности не взялся ли бы даже и за мечь?
Что же? Не более ли прогневается и вознегодует Христос
Господь наш и Судия, когда деву, посвятившую себя Ему и давшую
обет святости увидит на одном ложе с другим? И не накажет ли
Он строго за столь преступную связь? Поэтому, чтобы спасти братьев своих
от Его духовнаго меча, в будущий день суда, мы должны с своей
стороны всячески помогать им и советом и другими мерами. И если
все вообще обязаны строго хранить благочиние, то тем более
обязаны заботиться о том пресвитеры и диаконы: они должны подавать
собою пример и утверждать прочих своим поведением и нравственностию; а то
каким образом они могут руководить других к целомудрию и воздержанию,
если будут предначинать порчу и научать порокам? Вот почему, возлюбленный
брат, благоразумно и твердо поступил ты, подвергнувши отлучению как
диакона, обращавшагося часто с девою, так и прочих, которые имели
то же обыкновение. Если бы виновные в этом непозволительном
совозлежании принесли покаяние и разлучились друг от друга,
то, по строгом освидетельствовании дев, те из них,
которыя окажутся девами, пусть будут допущены в общение с Церковию,
под тою впрочем угрозою, что, в случае возвращения их снова к тем же
мужчинам или сожительства с ними в одном доме под одною кровлею,
оне после строжайшаго суда будуть извержены из Церкви, и потом трудно
уже им быть принятыми в единение с нею. А та из
них, которая окажется не целомудренною, как прелюбодейца, виновная в нарушении верности
не пред супругом, но Храстом, должна принести полное покаяние в течении определеннаго
законами церковными времени и, после публичнаго исповедания своего
греха, да возврататся к Церкви. Те же, которыя будут
упорно пребывать в прежних отношениях, не отделяясь друг от
друга, пусть знают, что при таком безстыдном их упорстве мы никогда
не можем принять их в Церковь, дабы оне своими проступками не подали
другим повода к падению. А между тем пусть и не воображают,
что можно наследовать жизнь и спасение, не повинуясь епископам
и священникам потому что во Второзаконии Господь Бог говорит: и человек,
иже сотворит в гордости, еже не послушати жреца, предстоящаго служити
во имя Бога твоего, или судии, иже в тыя дни будет, да умрет
человек той, и вси людие услышавше, убоятся и не будут
нечествовати ктому (Втор. 17, 1213). Бог повелел умерщвлять
тех, которые не повиновались своим священникам и не слушались
судей, от Него на то время поставленных. И как тогда было
еще время телеснаго обрезания, то гордые и непокорные умерщвляемы
были мечем телесным; а теперь, когда для верных слуг Божиих наступило
обрезание духовное, гордые и непокорные умерщвляются мечем духовным,
быв отлучаемы от Церкви. Ибо вне ея, нет жизни: дом Божий один,
и никто не может где либо спастись, как только в Церкви.
А что действительно погибают непокорные, не слушающиеся спасительных
наставлений пастырей и не повинующиеся им, это подтверждает
божественное Писание, говоря: безумный ругается наказанию, ненавидящии
обличения скончаваются срамно (Прит. 15, 5. 10). Итак,
чтобы не скончались и не погибли непокорные, постарайся, возлюбленнейший брат,
сколько можешь, спасительными советами наставить братию и каждаго
обратить ко спасению. Путь, которым идем к животу, узок
и тесен, но зато высока и велика награда, когда достигнем
славы. Давшие однажды навсегда обет хранить девство ради Царствия небеснаго,
во всем да благоугождают пред Богом и своею греховностию да не оскорбляют
свещенников Божиих и Церковь Господню. Может быть, в настоящем
случае некоторые из братьев нашах будут огорчены нами, но мы остаемся
при своем спасительном убеждении, зная, что и Апостол говорил: темже
враг ваш бых истину глаголя (Гал. 4, 16). Если они послушают нас,
то мы приобрели братьев, обративши их своим словом к спасению и славе.
Если же некоторые из развращенных не захотят послушать нас, то мы все же
будем послеловать тому же Апостолу, сказавшему: аще бо бых еще человеком
угождал, Христови раб не бых убо был (Гал 1, 10). Если не будем
в силах убедить других угождать Христу, то по-крайней мере
сами угодим Христу, Господу и Богу нашему, исполняя Его заповеди. Желаю
тебе, возлюбленнейший и вожделеннейший брат, быть в добром
здоровьи о Господе.
|