Послание
святаго Афанасия, архиепископа александрийскаго, к Руфиниану,
с толкованием епископа Никодима (Милаша).
Правило 3.
Иная редакция
с краткими комментариями.
Др.
канонич. послания Свт. Афанасия Великаго.
Др. каноны и канонич. послания.
Правила Православной Церкви: С толкованиями
Никодима, епископа Далматинско-Истрийского: В 2 тт. — М.: Международный
издательский центр православной литературы, 1994. — (Репринт).
Правила Православной Церкви с
толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. СПб.,
издание С.-Петербургской духовной академии, 1911-1912 гг.
Перевод с сербского.
Сыну и вожделеннейшему сослужителю, господину Руфиниану, Афанасий, о Господе радоваться.
Ты пишешь к отцу, как прилично сыну возлюбленному. Приближившагося убо чрез писание, объял я тебя, вожделеннейший мне паче всех Руфиниане. Мог бы и я тебе, яко сыну, писати и вначале и в средине и под конец: но удержался, да не по письмам познается общение и свидетельство. Ибо ты мое послание, по реченному в писании (2Кор.8:2), знаемое и читаемое в сердце. Тако будучи расположен (верь мне, ей, верь), приглашаю, и убеждаю тебя писати. Ибо делая сие, не мало, но много меня утешаешь. Поелику же благолюбиво и церковно (как и прилично твоему благочестию) вопрошал ты о увлеченных нуждою, но не развращенных зловерием, и желал, чтобы я написал к тебе, что положено о них на соборах и повсюду: то ведай, господине мой вожделеннейший, яко в начале, по прекращении бывшаго насилия, был собор епископов, сошедшихся от внешних стран: был такожде и у сослужителей, обитающих в Элладе, равным образом и у находящихся в Испании и в Галлии: и постановлено как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстателями нечестия, являти снисхождение кающимся, но не давати им места в клире: а не бывшим самовластными делателями нечестия, но увлеченным нуждою и насилием, давати прощение, и имети им место в клире, наипаче, когда они принесли достойное веры оправдание, и сие учинено, повидимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не совращались в нечестие: но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими, не разстроили церквей, почли за лучшее уступити насилию, и понести бремя, нежели погубити народ. Говоря сие, они, и по нашему мнению, говорили достойное приятия: ибо в извинение себя представляли и Аарона Моисеева брата, который уступил в пустыне преступному требованию народа, но имел извинение в намерении, дабы народ не возвратился в Египет, и не остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным, что пребывая в пустыне, он может престати от нечестия: но вошедши во Египет усилит и возрастит в себе нечестие. По сей причине разрешено допускати таковых в клир, так как прельщенным и насилие претерпевшим дается прощение. Сие объявляю и твоему благоговению, и уповаю, яко и твое благочестие приимет постановленное, и не осудит снисхождения согласившихся тако. Удостой же прописание сие и пред священством, и пред народом тебе подчиненным, дабы и они, зная сие, не сетовали, когда ты тако расположен к таковым. Ибо не было бы прилично мне писати тогда, как твое благоговение может и наше к ним благорасположение возвестити им, и все недостающее восполнити. Благодарение Господу, исполнившему тебя всяким словом и всяким ведением. Кающиеся же, явно да предают анафеме именно Евдоксиево и Евзоиево зловерие. Ибо сии богохульно именуя Слово Божие тварию, обнаружили себя защитниками Ариевой ереси: да исповедуют же веру, в Никеи от отцев исповеданную, и, яко никакого инаго собора не предпочитают сему собору. Приветствуй сущее с тобою братство, а сущее с нами о Господе приветствует тебя.
* * *
(Ап. 62; I Всел. 10; Анкир. 1, 2, 3, 5, 8; Петра Алекс. 10, 14; Феофила Алекс.
2).
Во времена, когда арианство было в силе и находилось под покровительством
императорских защитников этой ереси, особенно же императора Валента, многие
духовные лица принуждаемы были силою исповедовать арианское учение. Впоследствии,
когда
насилие прекратилось, и когда православные имели возможность свободно исповедовать
свою веру, многие из упомянутых духовных лиц оставляли ересь и возвращались
опять в православную церковь. Вследствие этого, возник вопрос, как надлежит
принимать
таких лиц обратно в церковь, раз общих предписаний об этом не существовало.
За разрешением этого вопроса обратился к Афанасию около 370 года епископ Руфиниан,
у которого, по-видимому, было много таких обращенцев. Афанасий ответил специальным
посланием, составляющим настоящее правило. Афанасий упоминает о соборах, которые
по этому вопросу собирались в Испании, Галлии и Элладе, в частности же о соборе,
составленном из епископов закордонных (από των έξω μερών επισκόπων),
издавшем специальное правило об этом. Это — Александрийский Собор 362 года,
созванный,
под председательством Афанасия, для восстановления церковного мира и единения
между христианами, которые были разделены арианством. На этом соборе постановлено
было, между прочим, что всех тех, которые принуждены были силой перейти на
сторону ариан, но на деле и по своему убеждению не были арианами, следует простить
и
разрешить им остаться в тех степенях церковной иерархии, в которых были до
перехода к арианам; вожди и защитники ереси, в случае их обращения и покаяния,
могут также
быть приняты в церковь, однако к клиру уже принадлежать не могут [12]. Это
постановление Александрийского Собора св. Афанасий сообщает Руфиниану для руководства.
В виду
же того, что в то время выдвинулись, как решительные сторонники Ариева учения
— Евдоксий, епископ константинопольский (360-370), и Евзой, епископ антиохийский
(364-376), провозгласив притом православным арианское верование, св. Афанасий
в настоящем своем послании напоминает Руфиниану, чтобы он от всех, обращающихся
в церковь из арианства, требовал: предать анафеме учение упомянутых двух епископов
и торжественно исповедать никейский символ [13].
Примечания:
12. Hefele, Conciliengeschichte, I,727-728.
13. Из послания Василия Великого к неокесарийцам (ер. 204,6) [Migne, s.g.,
t.32, col.753] видно, что Афанасий об этом писал также и Василию.
Об авторе
наверх
|