Приложение 4
К вопросу о толковании Рим. 5: 12-15
Архиепископ Аверкий, толкуя Рим. 5: 12-15, говорит: «Апостол указывает
на важное обстоятельство: до Моисея не было закона и, следовательно, грехи
людей не могли им вменяться, ведь “грех не вменяется, когда нет закона”
(ст. 13), но, тем не менее, люди умирали и до Моисея; отсюда естественен
вывод, что они наказывались смертью не за собственные грехи, а за грех
первородный, перешедший на них от праотца Адама» (1: 192, 193).
Однако мнение о том, что «до Моисея не было закона», строго говоря, является
неточным. В частности отметим, что важнейшие предписания закона «... включены
уже в книгу Бытия. Так в завершающих строках рассказа о сотворении мира
(Быт. 2: 3) провозглашается святость седьмого дня, в контексте договора
Бога с Ноем (Быт. 9: 4) приводится запрет есть мясо с кровью, а условием
договора Бога с Авраамом (Быт. 17: 9-14) является предписание об обрезании»
(4: 6). Кроме того, в Быт. 9: 5, 6 фактически говорится о запрете убийства
человека, поскольку он есть образ Божий, а также о наказании за это; в
Быт. 17: 9-14, помимо повеления обрезывать крайнюю плоть, также говорится
и о наказании за невыполнение этого повеления. Таким образом, налицо все
признаки закона.
Русский библеист, церковный историк и богослов, профессор А. П. Лопухин
по данному вопросу говорит: «В то же время (после выхода семейства Ноя
из ковчега — П. Д.) дан был закон против человекоубийства — на том основании,
что все люди братья, и потому всякое убийство есть братоубийство, и что
человек создан по образу Божию. Первый убийца был изгнан из общества людей,
но жизнь его объявлена неприкосновенной; теперь было постановлено, что кто
прольет кровь человека, того кровь прольется рукою человека. Этим
законом устанавливалось право гражданской власти наказывать убийц смертию.
Таким образом, к установлению субботы и брака было присоединено три новых
постановления — о воздержании употребления крови, о запрещении убийства
и о праве гражданской власти. Это так называемые «Ноевы законы», которых
иудеи насчитывали семь, прибавляя к ним еще постановления против идолопоклонства,
богохульства, распутства и воровства» (96: 68, 69).
|