Против книжников,
в иудействе второй, а по общему порядку пятнадцатой ереси
Κατὰ Γραμματέων,
ἀπὸ Ἰουδαϊσμοῦ <αἱρέσεως> β’, τῆς δὲ ἀκολουθίας ιε’
Contra Scribas, haeresis XV
1. После этих саддукеев среди того же времени и современниками их
явились книжники (Γραμματεῖς).
Они были истолкователями преданий, как наставники в каком-то книжном знании;
в ином поступали по-иудейски, но вводили излишнее некое ухищренное истолкование,
жили не по Закону только, но делали и нечто лишнее, соблюдали омовение
кружек и чаш (Мк.7:4), блюд и других домашнего употребления сосудов, как
будто по расположению к особенной чистоте и святости; они часто моют руки,
часто обтираются после каких-то очищений в воде и купелях; носят на одежде
какие-то воскрилия (κράσπεδα)
(Мф.23:5) как знаки строгой их жизни, чтобы повеличаться пред зрителями
и заслужить от них похвалу; налагались же у них на одеждах и хранилища
(φυλακτήρια),
то есть, широкие полосы из багряницы. Иной может подумать, что, поскольку
упоминается об этом и в Евангелии, то не о привесках ли говорит оно; потому
что иные имеют обычай и привески называть хранилищами. Но в Евангелии
идет речь вовсе не о том. Напротив того, поскольку носившие хранилища
возлагали на себя долгие ризы, или род стихарей, или далматика, или безрукавные
одежды, приготовленные из широкой тесьмы, вытканной из багряницы, наблюдающие
же точность в выражении, привыкли эти полосы из багряницы именовать хринилищами:
то посему и Господь, согласно с их словоупотреблением, назвал это хранилищами.
Такое значение сего именования показывает и связь речи, и «воскрилия риз
(καὶ τὰ κράσπεδα τῶν ἱματίων)».
Сказано: «воскрилии (τὰ κράσπεδα)»
вместо «бахрома (κροσσούς)»
и «хранилища (τὰ φυλακτήρια)»
вместо «знаки багряницы (τῆς πορφύρας τὰ σήματα)».
Господь говорит: расширяете хранилища и увеличиваете воскрилия риз ваших
(Мф.23:5). Ибо какие-то пуговицы на четырех полотнищах верхней ризы каждый
имел привязанными к самой ткани в то время, когда совершал подвиг воздержания
или хранил девство: потому что каждый, вступающий в общество книжников,
назначал себе время чистоты или воздержания, и это служило у них образцом,
по которому бы видимы были людям принятые ими на себя обеты, чтобы никто
не касался их как освященных.
Преданий же было у них четыре рода: одни от имени пророка Моисея; другие
от имени учителя их так называемого Акибы, или Бар-Акибы; иные же от
имени Адды, или Анны, иначе Иуды; и еще иные от имени сынов Асамонеиных.
Из
этих четверояких преданий почерпнуто все, что принято у них в закон
как признанное мудрым, но большая часть, не отличающаяся мудростью, восхваляется
и славится, провозглашается и распространяется всюду как достойное
предпочтения
учение.
|