Против фарисеев,
в иудействе третьей, а по общему порядку шестнадцатой ереси
Κατὰ Φαρισαίων,
ἀπὸ Ἰουδαϊσμοῦ <αἱρέσεως> γ’, τῆς δὲ ἀκολουθίας ιϚ’
Adversus Pharisaeos, haeresis XVI
1. С этими двумя ересями стоит в ряду иная некая ересь фарисеев,
которые одного образа мнений держались с этими, то есть книжниками, иначе
законоучителями, потому что к ним присоединялись и законники (Νομικοί).
Но фарисеи в образе мыслей простирались еще далее, имея более строгие
правила жизни. Ибо некоторые из них, когда обучались, назначали себе десяти-
или восьми- или четырехлетие равно для девства, или для воздержания, непрестанно
пребывая в молитве, часто вступали в сей подвиг, конечно, чтобы не потерпеть
какого-либо телесного повреждения или неприметно не подвергнуться гнусному
плотскому истечению, производимому сонными мечтами. И одни любили выбирать
для себя доску шириною в одну пядень, и вечером ложились на эту доску,
чтобы, если кто заснет и упадет на пол, немедленно встать ему на молитву,
и жизнь по возможности проводить бодрственно. Другие же, набрав кремней,
из них делали себе постель, чтобы, чувствуя боль, не предаваться глубокому
сну, но усиливать в себе принужденную бодрость. А иные для того же самого
стлали себе колючие растения. Постились же дважды в неделю, во второй
и в пятый день; давали со всего десятину; приносили начатки, тридцатую
и пятидесятую долю; в принесении жертв и в выполнении обетов соблюдали
величайшую точность. Они положили начало описанной выше сего наружности
книжников, и долгою одеждою и другими наружными покровами, похожими на
женские платья, выступая в широких сандалиях с шнурами у обуви. Назывались
же они фарисеями потому, что держали себя отдельно от других по произвольно
введенному у них суеверию; потому что «фарес» с еврейского толкуется «отделение».
2. Они исповедовали воскресение мертвых, верили в бытие ангелов
и Духа; но, как и другие, не знали Сына Божия. Рок и астрономия имели
у них великое значение. Так, у них эллинские названия, употребительные
в астрономии заблуждающих, переложены на другие наименования еврейского
диалекта; например «солнце» названо ἡμά и σέμες,
а «луна» ἰέρεε и ἀλβανά,
как называется и месяцем; потому что месячный период времени означается
словом ἰέρεε, а луна у эллинов называется и μῆνα от месяца. Арес назван χωχὲβ ὀκβόλ,
Гермес — χωχὲβ ὀχομόδ,
Зевс — χωχὲβ βάαλ,
Афродита — ζερούα или λουήθ.
Кронос — χωχὲβ σαβήθ.
Называются также у них и другими именами, но не мог я в точности изложить
их именование. Да и названия, заблуждающимися напрасно признаваемые в
числе первоначальных знаков, которые именуются зодиакальными, и непозволительно
ввели мир в нечестивое заблуждение, по-еврейски называются так: τελά, σώρ, θωμίμ, σαρατάν, ἀρί, βεθουλά, μωζανή<μ>, ἀκράβ, κέσετ, γαδί, δαλλί, δεγγίμ.
И они, разумею фарисеев, переименовали эти названия по-еврейски, напрасно
последуя эллинам; так, эллинский «овен» у них назван τελά;
там «телец», здесь σώρ; там «близнецы»,
здесь θωμίμ; там «рак»,
здесь σαρατάν; там «лев», здесь ἀρί; там «дева», здесь βεθουλά:
там «весы», здесь μωζανή<μ>;
там «скорпион», здесь ἀκράβ;
там «стрелец», здесь κέσετ;
там «козерог», здесь γαδί; там
«водолей», здесь δαλλί;
там «рыбы», здесь δεγγίμ.
3. Все это изложено мною не на смущение читателей и не с тем, чтобы
доказать невежество введших в жизнь несостоятельное и сумасбродное пустословие
астрономии; потому что само собою обличается оно перед истиною, будучи
несостоятельно и погрешительно. И нами и в других сочинениях много уже
говорено в опровержение признающих час рождения и рок; и особенно в введении
в это сочинение помещено краткое рассуждение о том же; но чтобы не подумал
кто, будто бы восстаем против иного по клевете и излагаем несправедливо,
не сверив в точности с преданиями: говорится у нас об этом подробно. Крайняя
же непонятливость и не случайная недогадливость — признающим воскресение
и назначающим праведный суд говорить о роке. Ибо как могут быть вместе
и суд и рок? Необходимо что-либо одно из двух: или, если важен час рождения,
то нет суда, потому что делающий делает не сам по себе, но по необходимости
под владычеством судьбы; или, ежели есть суд, и действительно угрожает,
и законы действуют, и поступающие худо подлежат наказанию, то, по признании
справедливого Закона и самого истинного суда Божия, судьба делается не
действительною и вовсе не имеющею никакой состоятельности.
4. Возможностью грешить и не грешить определяется разность в том
и другом, и что один подвергается наказанию за грехи и что другой приемлет
похвалу за сделанное хорошо. И сказанное истиною от лица Господня устами
пророка Исаии кратко выражает сие в одном справедливом изречении: «Если
захотите и послушаетесь Меня, то будете вкушать блага земли; если же не
захотите и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят»
(Ис.1:19-20). Посему для всякого ясно и несомненно, что Бог даровал свободу,
так как Сам говорит: «если захотите» и «если не захотите»: и тем показывает,
что в воле человека — делать добро или желать худого. Посему к фарисеям
должно чаще и многократнее возглашать не в одном изречении, но во многих,
сказанное им Спасителем: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что
оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру, а даете десятину с мяты,
аниса и тмина, и очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри
они полны хищения и неправды» (Мф.23:23,25). Признаете справедливым клясться
«сущим верху алтаря», а кто клянется самим алтарем, тот у вас разрешается
от клятвы. Говорите, что клясться небом «ничтоже есть», а если кто поклянется
«сущим верху его», то признается справедливым. Алтарь не подъемлет ли
на себе возлежащего на нем? Небо не престол ли Сидящего на нем? И поскольку
говорите: «Кто скажет отцу или матери: корбан (κορβάν), то есть дар Богу то, чем
бы ты от меня пользовался» (Мк.7:11), и не почтит отца своего; то отметаете
заповедь Божию ради предания старцев ваших. «Обходите море и сушу, дабы
обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны,
вдвое худшим вас» (Мф.23:15).
Что же превосходнейшее святых сих изречений представит кто в возражение
пред сим сказанному? Напротив того думаю, что весьма достаточно сих Спасителевых
слов и истинных речений, на которые фарисеи не могли возражать даже и
в самой малости.
|