Мои конспекты
И с т о р и я ц е р к в и, п а т р о л о г и я, б о г о с л о в и е . . .
|
В начало | Имена | Тематический раздел | Хронологический раздел | Географический раздел | Библиотека |
---|
Епифаний КипрскийП а н а р и о н | содержание | |
Против мелхиседекиан,тридцать пятой и пятьдесят пятой ересиΚατὰ Μελχισεδεκιανῶν λε’, τῆς δὲ ἀκολουθίας νε’Contra Melchisedecianos, haeresis LV1. Еще другие, может быть, отторгшиеся от т. н. теодотиан, называют себя мелхиседекианами. Они прославляют Мелхиседека, о котором говорится в Писаниях, признавая его некоторой великой силой. Также по заблуждению своему утверждают, что он находится вверху в неименуемых местах, как будто он не только некая сила, но и выше Христа. А о Христе думают, что Он просто пришел и удостоен Мелхиседекова чина, и это — на основании изречения, в котором сказано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс.109:4). Поэтому, говорят, Христос ниже Мелхиседека. Ибо если бы Он состоял не во втором некотором порядке, то не нуждался бы в Мелхиседековом чине. А о самом Мелхиседеке говорят, что он без отца, без матери, без родословия (Евр.7:3), и хотят подтвердить это Посланием святого Павла к евреям. А еще, обманывая самих себя, лживо вымышляют для себя книги [...]. 2. У некоторых указаны отец и мать Мелхиседека, но этого нет по признанным и принятым Писаниям. А иные говорили, что отца его звали неким Гераклом (τινες Ἡρακλᾶν), а мать — Астарт (Ἀστάρθ), а также — Асторианой (Ἀστοριανήν). Происходил он от одного из туземцев, обитавших в то время на равнине Саве (ἐν Σαυῇ) (Быт.14:17), город же назывался Салемом (Σαλήμ). Об этом городе один пишет так, а другой иначе. Одни говорят, что это ныне называемый Иерусалим, некогда называвшийся Иебус (Ἰεβούς). А другие говорили, что есть какой-то другой Салем на поле Сикимон, напротив ныне так называемого Неаполя. Итак, из этого ли он был города, или из того (места эти не в дальнем расстоянии одно от другого), все равно [...]. 3. [...] А сколько других, которых родословия не весьма явны? Даниил, Седрах, Мисак, Авденаго, Илия Тесбитянин. Ибо во всех священных книгах нигде не указаны их отцы или матери. Но чтобы и по этому поводу не произошло какого либо заблуждения, не отяготимся сказать, что узнали мы из преданий. Ибо мы нашли, что отец Даниила — некто т. н. Сабаа. А также мы нашли происхождение и род Илии, который я изложу в такой связи: Илия Тесбитянин был брат священника Иодая, очевидно, и сам был из священников, а сын был Ахинаама (τοῦ Ἀχιναάμ). А Ахинаам сын Садока; Садок сын Ахитоба, сына Амории, сына [Амории], сына Разазы, сына Аазии; Аазия сын Финееса; Финеес сын Елеазара, Елеазар сын Аарона-священника; а известно, что Аарон сын Амрама; Амрам сын Каата; Каат сын Левия; Левий третий сын Иакова; Иаков же брат Исава, сын же Исаака; Исаак сын Авраама. А в священных книгах родословия их указаны не совсем ясно. По отношению же к Илии указаны только части родословия в книге Паралипоменон (ср. 1 Пар.6:1-9). Естественных же отцов трех отроков: Седраха, Мисака и Авденаго мы не нашли ни в преданиях, ни в подложных книгах. Посему что нам сказать? Неужели и они, то есть Седрах, Мисак и Авденаго, поведут нас к тому ложному представлению, что мы будем умозаключать, чего не следует, и чрезмерно дивиться каждому из них, заключая, что они не имеют ни отцов, ни матерей? Но да не будет сего. Ибо нам указаны пределы и основания, и здание веры, и предания апостолов, и святые Писания, и преемства учителей; и истина Божия отовсюду ограждена. И никого не должны вводить в обман новые мифы. 4. [...] Господь наш не человек, но Бог, святое Слово Божие, Сын Божий рожденный безначально и вне времени, вечно сущий с Отцом, сделавшийся же ради нас человеком от Марии, а не от семени мужского (ὁ κύριος ἡμῶν, οὐκ ὢν ἄνθρωπος, ἀλλὰ θεοῦ ἅγιος θεὸς Λόγος, υἱὸς θεοῦ γεννηθεὶς ἀνάρχως καὶ ἀχρόνως, ἀεὶ σὺν πατρὶ ὤν, γενόμενος δὲ δι’ ἡμᾶς ἐκ Μαρίας ἄνθρωπος καὶ οὐκ ἀπὸ σπέρματος ἀνδρός), священствует пред Отцом, прияв человеческое смешение, чтобы стать за нас священником по чину Мелхиседекову, то есть по такому чину, который не имеет преемства. Ибо пребывает непрестанно приносящим за нас дары, сперва принесши Самого Себя на кресте, чтобы разрушить всякую жертву Ветхого завета, и в то же время священнодействуя совершеннейшую и живую жертву за весь мир, — Сам жертва, Сам заклание, Сам священник, Сам жертвенник, Сам Бог, Сам человек, Сам царь, Сам первосвященник, Сам овца, Сам агнец (αὐτὸς ἱερεῖον, αὐτὸς θῦμα, αὐτὸς ἱερεύς, αὐτὸς θυσιαστήριον, αὐτὸς θεός, αὐτὸς ἄνθρωπος, αὐτὸς βασιλεύς, αὐτὸς ἀρχιερεύς, αὐτὸς πρόβατον, αὐτὸς ἀρνίον), сделался всем во всем за нас, чтобы всячески стать жизней для нас, и твердыню Своего священства сделать навеки неподвижною, уже не раздавая оное по телесному происхождению и преемству, но давая сохраняться оному в Святом Духе по оправданию. 5. Но и другие еще, говорящие об этом Мелхиседеке, имеют ложное представление о нем, ибо судят по плоти, а не разумеют духовно того, что сказано святым апостолом в этом самом Послании к евреям. Так, египетский ересиарх Гиерака (Ἱερακᾶς ὁ Αἰγύπτιος αἱρεσιάρχης) думает, что этот Мелхиседек есть Дух Святой, ибо, как сказано, уподоблет Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр.7:3). И это — как бы на основании изречения, сказанного святым апостолом: Дух же ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Знающий же мысль Духа, как об избранных ходатайствует пред Богом (Рим.8:26-27). Но и этот ересиарх совсем уклонился от надлежащего, ибо Дух никогда не облекался плотью, а если не облекался плотью, то не мог быть царем Салема и священником какого-либо места. Но в свое время, когда буду составлять опровержение сего Гиераки и его ереси (τοῦ Ἱερακᾶ καὶ τῆς αὐτοῦ αἱρέσεως), пространно изложу это. Теперь же буду держаться порядка. 6. А сколько и другие имеют ложных представлений о сем Мелхиседеке! Самаритяне почитают его сыном Ноя, Симом. Но и они окажутся заслуживающими осмеяния, ибо божественное Писание, все благоустроенно утверждая, всячески оградило истину, не напрасно расположив времена в порядке, и перечислив лета жизни каждого из отцов и преемства [...]. 7. Еще иудеи говорят, что хотя Мелхиседек праведен и добр и священник Вышняго (Быт.14:18), как сказано в божественном Писании, — но он сын блудницы, а потому говорят, не написано о его матери и отец его неизвестен [...]. Собственно же в церкви некоторые различно полагают об этом Мелхиседеке. Ибо одни думают, что это собственно Сын Божий явился тогда Аврааму в виде человека [...]. 8. Выше упомянутая ересь возносит и приношения во имя сего Мелхиседека, учит, будто он водитель к Богу и говорит, что чрез него должно делать приношения Богу, ибо он архонт правды, на это самое поставленный от Бога на небе как духовный и назначенный быть священником [...]. 9. [...] А также дошло до нас, что некоторые, заблудившись еще более всех, о которых выше сказано, и воздымаясь еще более тщеславной мыслью, осмелились обратиться к безвыходным размышлениям, дойти до хульной мысли и сказать, будто сей самый Мелхиседек — Отец Господа нашего Иисуса Христа [...]. Но, достаточно изложив об этих еретиках, оставим эту ересь, побив ее, как небольшую землеройку камнем, твердыней крепкой веры, и избежим ядовитой ее заразы. Ибо о землеройке рассказывают, что, когда она кусает, то на тот час не делает вреда тому, кого укусит, но спустя некоторое время губит тело, так что все члены подвергшегося ее укусу покрываются струпами проказы. Так и эта ересь на первый раз услышавшим о ней кажется ничтожной по своим мнениям, но продолжительная остановка на еретическом учении, оставляя по себе следы, порождает вопросы и как бы пагубу в тех, у кого нет в пособие такого противоядия, каково это, составленное нами, опровержение сей ереси и возражение против нее. Но это животное не спешит показываться: оно ходит ночью, и таким образом причиняет вред, особенно же в стране Египетской. Почему от тех, кому известны сведения об этом животном, можно знать, что не без дела и не вопреки истине мы припомнили об этом животном, приняв оное за подобие вреда от сей ереси: ибо таково мучение, причиняемое этим животным. Но перейду по порядку к другим ересям, чтобы, сподобившись силой Божией исполнить обещание, воздать благодарность Богу. |
|