Евсевий (HE 2,11-12)

Мои конспекты
И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Евсевий Памфил
Церковная история

книга вторая

 

‹ 10

11

13 ›


Лука в Деяниях сообщает, что Гамалиил, во время совещания об апостолах рассказал о Февде, который во время, нами описываемое [1], поднял восстание, заявив, что он представляет собой нечто великое. Он был убит, а все уверовавшие в него рассеялись. Мы приведем рассказ о нем Иосифа. В сочинении, только что упомянутом, он говорит слово в слово так: (2) «Когда Фад был прокуратором в Иудее, появился некий чародей, Февда по имени. Он уговорил огромную толпу взять свое имущество и следовать за ним к реке Иордану, сказав, что он пророк, что он прикажет реке расступиться и позволить легко через нее перейти. Он многих обманул своими речами. (3) Фад, однако, не позволил пожать плоды этого безумия. Он выслал конный отряд, который врасплох напал на них; многих перебил, многих взял живыми. Февду поймали, отрубили ему голову и отправили ее в Иерусалим» [2]

Вслед за этим он так вспоминает о голоде, бывшем при Клавдии:

 

12


«В это время в Иудее случился великий голод, и царица Елена покупала в Египте за большие деньги зерно и раздавала его нуждающимся».

(2) Ты увидишь, что и это согласуется с Деяниями апостолов, в которых рассказано, как ученики в Антиохии постановили, чтобы каждый в меру своих средств посылал живущим в Иудее. Так они и сделали, послав пособие старейшинам через Варнаву и Павла. (3) Прекрасные стелы Елены, упомянутой Иосифом, доселе показывают в предместьях нынешней Элии. Говорят, что она была царицей адиавинов.

 


[1] Т. е. во время смерти Ирода Агриппы (см. гл. 10), хотя по Деян. восстание произошло до того.

[2] Деян. 5, 36: «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли».

[3]Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 20, гл. 5, 1

[4] Есть хронологическая трудность в связи с этим Февдой, который вызвал большой спор. Февда, упомянутый Иосифом появился во время Клавдия; но Февда, упомянутый Гамалилом в Деяниях, должно быть, жил за многие годы до этого. Предлагались различные решения данного вопроса. разной степени правдоподобности, хотя ни одно не имеет однозначного доказательства верности.

Непонятны действия Евсевия. Он идентифицирует Февду Деяний с Февдой Иосифа, — идентификация, которая является невозможной, если оба сочинения приняты как заслуживающие доверия. Евсевия можно обвинить в намеренном искажении фактов ради подтверждения сказанного в Деяниях. Но с другой стороны, сложно обвинить уважаемого историка в нечесности. Только несерьезный автор мог бы сознательно использовать такой прием. Единственное разумное объяснение такого изложения — небрежность Евсевия, которая заставила его допустить грубую ошибку.