8
О предзнаменованиях войныИтак, возьми же его «Историю» и прочти в 6-й книге следующее: «Несчастным
народом руководили тогда обманщики, ложно ссылавшиеся на Бога; поэтому
на явные и страшные знамения, предвещавшие будущее запустение, люди
не обращали внимания и не верили им. Словно пораженные молнией, ослепшие
и потерявшие сознание, они не прислушались к Божиим вещаниям (2) и
тогда,
когда над городом стояла звезда, похожая на фракийский меч, и целый
год не сходила с неба комета. Еще до восстания и волнения, предшествовавшего
войне, когда народ собрался на праздник опресноков, в восьмой день
месяца
ксантика, около девятого часа ночи жертвенник и храм осиял такой свет,
что, казалось, наступил ясный день. Это продолжалось около получаса.
Людям несведущим это показалось добрым знаком; книжники сразу поняли
будущее, еще до того, как оно сбылось. (3) В этот же праздник корова,
которую
первосвященник
вел в жертву, объягнилась посреди храма. (4) Восточные внутренние ворота,
медные и чрезвычайно тяжелые, которые двадцать человек, с трудом закрыв
под вечер, запирали железными коваными засовами, входившими в очень
глубокие дыры, около часа ночи сами собой открылись. (5) А через несколько
дней
после праздника, в двадцать первый день месяца артемисия, увидели знамение
дивное и невероятное; рассказ о нем может показаться сказкой, если бы о нем не передавали очевидцы и если бы последующие бедствия не соответствовали
таким знамениям. Перед заходом солнца по всей стране увидели войско
в
воздухе, боевые колесницы и вооруженные фаланги, стремившиеся сквозь
облака и окружавшие город. (6) А в праздник, именуемый Пятидесятницей,
священники,
по своему обыкновению вошедшие ночью в храм для богослужения, уловили,
по их словам, какой-то шум и движение, а затем и голоса, согласно восклицавшие:
Выйдем отсюда. (7) А вот происшествие еще более страшное: некий Иисус,
сын Анании, простец, селянин, за четыре года до войны, когда город
мирно жил в полном благополучии, придя на праздник, когда по обычаю
все строят
кущи, вдруг начал кричать в храме: Речь от востока, речь от запада,
речь от четырех ветров, речь к Иерусалиму и храму, речь и женихам и
невестам, речь ко всему народу. День и ночь он выкрикивал это по всем
улицам.
(8)
Кое-кто из людей знатных в народе, досадуя на зловещие слова, велел
схватить этого человека и сильно его избить. Он, ничего не сказав в
свою защиту
и не обратившись к присутствующим, продолжал выкликать то же самое.
(9) Власти, решив и совершенно верно,- что человек этот одержим чем-то
свыше,
ведут его к римскому наместнику. Его истерзали, бичуя до костей, но
он не умолял и не плакал, а только самым жалобным голосом на каждый
удар отвечал: Горе, горе Иерусалиму».
(10) Этот же писатель передает известие, еще более удивительное. В Священном
Писании, по его словам, есть предсказание, что как раз в это время некий
земляк их будет править миром. Сам он считает, что оно исполнилось на Веспасиане,
(11) но ведь Веспасиан правил не всем миром, а только той частью, которой
владели римляне. Правильнее было бы отнести это пророчество к Христу, Которому
сказано Отцом: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли
во владение Тебе», и в это же самое время «проходит по всей земле голос святых
апостолов и до пределов вселенной слова их». |