Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Евсевий ПамфилЦерковная историякнига третья | содержание | |
10Иосиф Флавий о Божественных книгах.«У нас нет тысяч книг, между собой не согласных, одна другую опровергающих; есть только двадцать две книги, охватывающие неё прошлое и по справедливости считающиеся Божественными. (2) Из них пять принадлежат Моисею. В них содержатся законы и предания о поколениях людей, живших до его смерти это промежуток в три тысячи лет без малого. (3) События от кончины Моисея и до смерти Артаксеркса, царствовавшего в Персии после Ксеркса, описали в тринадцати книгах пророки, жившие после Моисея, современники происходившего. Остальные книги содержат гимны Богу и наставления людям, как жить. (4) Все случившееся от Артаксеркса и до нашего времени описано, но книги эти не заслуживают такой же веры, как вышеупомянутые, потому что авторы их не находились по отношению к пророкам в строгом преемстве. (5) Как мы относимся к нашим книгам, это видно на деле: прошло уже столько веков, и никто не осмелился ничего ни прибавить к ним, ни отнять, ни переставить; иудеям врожденна вера в это учение как Божественное: его следует крепко держаться, а если надо, то умирать за него с радостью» [1]. (6) Да пойдут на пользу приведенные здесь слова. Старательно поработал этот человек и над другим, достойным его, произведением: «Разум-Самодержец». Некоторые означают его именем Маккавейской книги, потому что в нем, как и в так называемых «Книгах Маккавеев», описана мужественная борьба, которую вели евреи за веру и своего Бога. (7) В конце 20-й книги «Древностей» он сам заявляет о своем намерении изложить в четырех книгах, что думают, согласно вере отцов, иудеи о Боге, Его сущности и законах, почему они разрешают делать одно и запрещают другое. Прилежно работал он и над другими вопросами, о чем вспоминает в своих сочинениях. (8) Чтобы утвердиться в доверии к его свидетельству о событиях, ему известных, разумно прибавить еще слова, приведенные им в конце «Древностей». Укоряя Юста из Тивериады, тоже пытавшегося написать историю своего времени, в том, что он не писал правдиво, и, требуя от него отчета во многом, он заключает такими словами: (9) «Я вот не боялся, как ты, за свое сочинение.
Я вручил императорам эти книги почти в виду происходящего. Я сознавал
в себе блюстителя истины, которую я сообщал им, и не ошибся, ожидая от
них подтверждения. (10) Давал я свою историю и многим другим, в том числе
и участникам войны, как, например, царю Агриппе и некоторым его родственникам.
(11) И вот, император Тит пожелал, чтобы люди знакомились с этими событиями
только по моим книгам. Он велел их обнародовать, скрепив приказ собственноручной
подписью. Царь Агриппа написал шестьдесят два письма, свидетельствуя о
правдивости сообщаемого». Два таких письма Иосиф приводит. Но об
Иосифе мы сообщили достаточно. [1] Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона, I, 8. |
|