24
О порядке Евангелий.
Вот рассказ Климента, приведенный мною для ознакомления и назидания тех,
кому случится его прочесть.
Отберем несомненные писания этого апостола. (2) Во-первых, бесспорно
признается
за ним Евангелие, известное всем Церквам, существующим под небом. Почему
древние столь разумно отвели ему четвертое место после остальных трех, это
сейчас станет ясно. (3) Дивные и воистину угодные Богу мужи я говорю
об
апостолах Христовых, проводившие жизнь в совершенной чистоте,
украсившие душу всеми добродетелями, говорили языком простым. Они полагались
на Божественную
и чудесную силу, дарованную Христом, но не умели, да и не пытались
рассказать
об учении Христа убедительным и искусным словом. Только при помощи
Духа
Божия и по Его указанию, только по чудодейственной силе Христовой,
в них
действовавшей, разносили они по всей вселенной весть о Царствии Небесном,
не умея тщательно подбирать слова, да и мало об этом беспокоясь.
(4) Они
поступали так, потому что несли служение великое и превышающее человеческие
силы. Ведь и Павел, превосходивший всех богатством слов и обилием мысли,
написал только несколько коротеньких Посланий, хотя мог поведать о многом
неизреченном, ибо, созерцая третье небо и прикоснувшись ему, восхищенный
в дивный рай, удостоился слышать слова несказанные. (5) Ведомы они были
и остальным последователям Спасителя нашего: двенадцати апостолам, семидесяти
ученикам и множеству других, и, однако, воспоминания о жизни с Христом
оставили
из них нам только Матфей и Иоанн, да и они, по преданию,
взялись писать
по необходимости. (6) Матфей первоначально проповедовал евреям; собравшись же
и к другим народам, вручил им свое Евангелие, написанное на родном
языке.
Отзываемый от них, он оставил им взамен себя свое Писание. (7)
Уже и Марк,
и Лука дали людям свои Евангелия, а Иоанн, говорят, все время проповедовал
устно и только под конец взялся за писание вот по какой причине.
Когда первые
три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел
долгом
засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает
рассказа
о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди.
И
это верно. (8) Трое евангелистов знали, по-видимому, только то,
что совершил
Спаситель в течение года после заключения Иоанна Крестителя в темницу.
Об
этом они написали и с этого начали свое повествование. (9) Матфей,
действительно,
после рассказа о сорокадневном посте и последующем искушении сам указывает
на время, о котором пишет. «Услышав же,
что Иоанн
отдан под стражу, удалился (из Иудеи) в Галилею». Так же
и Марк: (10)
«После того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею». И Лука
соблюдает приблизительно тот же срок: прежде чем говорить о делах Спасителя,
он упоминает, что Ирод добавил к своим преступлениям еще одно. «Заключил
Иоанна в темницу» (11) Иоанна, говорят, стали поэтому упрашивать
поведать в своем Евангелии о том времени, о котором молчат первые
евангелисты,
и о делах, совершенных Спасителем тогда, а именно до заключения
Крестителя
Он и сам говорит об этом. «Так положил Иисус начало чудесам»,
и, рассказывая
о делах Иисуса, вспоминает, что Креститель тогда еще крестил в Еноне,
близ
Салима, это ясно из его слов: «Иоанн еще не был
брошен
в темницу». (12) Иоанн в своем Евангелии повествует только
о том,
что свершил Христос до того, как Иоанн был брошен в темницу; остальные же
три евангелиста о том, что было после заключения Крестителя.
(13) Вот
почему человеку, который это учтет, не придет в голову, что они разногласят
между собой; Евангелие от Иоанна охватывает первоначальную деятельность
Христа, остальные дают историю последних Его лет. Иоанн, видимо, умолчал
о родословной по плоти Спасителя нашего потому, что Матфей и Лука
ее уже
изложили, и начал с учения о Его Божественности, которое для него,
как более
достойного, словно оберегал Дух Божий. (14) О Евангелии от Иоанна сказано
достаточно. Причина, по которой написал Евангелие Марк, указана нами выше.
(15) Лука, приступая к своему творению, сам привел причину, почему за него
принялся так как многие торопливо и необдуманно взялись за изложение
событий,
ему в точности известных, то он счел необходимым избавить нас
от споров
и сомнении и в своем Евангелии правдиво рассказал о событиях,
в достоверности
которых убедился, беседуя с Павлом и общаясь с остальными апостолами.
(16)
Вот что следовало сказать о Евангелиях; мы постараемся кстати и точнее,
используя и высказывания старых писателей, изложить и другие мнения.
(17) Из писаний Иоанна, кроме Евангелия, бесспорным и сейчас, и в старину
признается Первое послание. (18) Два остальных оспариваются, мнения об Апокалипсисе
расходятся и доныне. В свое время и они подвергнуты будут суду на основании
свидетельства древних.
|