5
О том, как Бог, вняв молитвам нашим, послал кесарю Марку Аврелию с неба
дождь.
Рассказывают, что брат его, кесарь Марк Аврелий, перед сражением с
германцами и сарматами оказался в безвыходном положении, так как войско
его обессилело от жажды. Воины так называемого Мелитинского легиона с
верой, которая с того времени и доныне поддерживала их в сражениях с
неприятелем, опустились, по нашему молитвенному обыкновению, на колени
и обратились с мольбой к Богу. (2) Зрелище для врагов было удивительное,
но то, что, по рассказу, постигло их тут же, было еще удивительнее: страшная
гроза обратила врагов в бегство и погубила их; ливень, хлынувший на воззвавших
к Богу, восстановил силы всего войска, бывшего на краю гибели. (3) Рассказ
об этом есть и у писателей, далеких от нашей веры, но излагающих те же
события; есть и у наших. Историки со стороны признают чудо, но, в нашей
вере ничего не понимая, отрицают, что оно произошло по нашим молитвам.
Наши, сроднившиеся с истиной, передают факты просто и бесхитростно. (4)
Один из них, Аполлинарий, говорит, что легион, по молитве которого произошло
чудо, получил от императора наименование, которое по-латыни означает
«молниеносный». (5) Свидетельствует об этом и почтенный Тертуллиан, обратившийся
к римскому сенату с Апологией нашей веры, уже упомянутой. Он передает
этот рассказ, подтверждая его доказательствам и более сильными и убедительными;
(6) по его словам, до сих пор ходят письма Марка, императора весьма разумного,
в которых он свидетельствует, что его войско в Германии почти погибало
без воды и спаслось молитвами христиан. По его словам, император грозил
смертью нашим обвинителям. (7) Заключает Тертуллиан такими словами: «Что
это за законы, которые применяют против нас только безбожные, жестокие
правители? Их не соблюдал Веспасиан, хоть и победитель иудеев; частично
зачеркнул их Траян, запрещая разыскивать христиан; их не подтвердили
ни Адриан, который вмешивался во все, ни император, прозванный Благочестивым». Пусть
думает об этом кто как хочет.
(8) Перейдем к последующим событиям. Когда Пофин на девяностом
году
жизни скончался, а с ним и галльские мученики, то преемником
Пофина,
управлявшего Лугдунской Церковью, стал Ириней. Мы узнали, что в юности
он слушал Поликарпа. (9) В 3-й книге своего сочинения «Против
ересей»
он дает список Римских епископов, преемственно сменявших друг друга,
и доводит его до Елевферия, время которого мы описываем. В своем
сочинении,
написанном в его епископство, он и помешает тот список. Он пишет
так: |