Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Блж. Феофилакт, архиеп. Болгарский

Толкование на Евангелие от Матфея

Глава четырнадцатая

 

В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

Этот Ирод был сын того Ирода, который избил вифлеемских младенцев. Из примера его пойми гордость властолюбивой жизни; вот спустя сколько времени дошел до Ирода слух об Иисусе! Лица, окруженные знаменитостями, обыкновенно не скоро узнают о подобном, потому что не обращают внимания на людей, сияющих добродетелью. Ирод, видно, боялся Крестителя, поэтому решился говорить о нем не с посторонними лицами, но со своими отроками, то есть со своими домашними. Так как Иоанн при жизни своей «не сотворил чуда» (Ин. 10, 41), то Ирод подумал, что он, воскреснув, получил от Бога и дар чудотворения.

Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

Прежде Матфей не упоминал об этом событии в жизни Иоанна, потому что цель его состояла в том, чтобы описать относящееся только ко Христу. Он и теперь, конечно, не упомянул бы о сем, если бы это также не имело у него отношения ко Христу. Иоанн обличал Ирода в том, что он противозаконно имел жену брата своего. Закон повелевал брату взять жену своего брата только в том случае, когда последний умирал бездетным (Втор. 25, 5). Но Филипп умер не бездетен; у него была дочь, та самая, которая плясала. Некоторые даже говорят, что Ирод еще при жизни Филиппа отнял у него и жену, и тетрархию. Впрочем, как бы то ни было, во всяком случае поступок Ирода был противозаконный. Ирод не боялся Бога, но боялся народа, поэтому и удерживался от убийства. Впрочем, диавол доставил ему удобный случай оправдать себя перед народом тем, что убил Иоанна по причине данной клятвы.

Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала.

Смотри, какое бесстыдство! Пляшет дщерь царева! И чем искуснее пляшет, тем хуже. Да, стыдно царевне делать что-либо непристойное и еще со злою хитростью. Смотри также, какое безрассудство и у Ирода; он поклялся дать плясавшей все, чего бы ни попросила! Но дал ли бы ты ей, безумный, если бы она попросила у тебя твоей головы?

Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

Для чего присовокупила — «здесь». Опасалась эта злая львица, чтобы Ирод, впоследствии одумавшись, не отказался дать ей главу Иоаннову; поэтому торопит Ирода, говоря: дай мне здесь же, то есть теперь же повели принести ее ко мне.

И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его.

Ирод опечалился по причине добродетели Иоанновой; ибо и враг обыкновенно чтит добродетель. Впрочем, ради клятвы дает бесчеловечный дар на погибель себе и приявшей его. Познаем отсюда, что иногда лучше нарушить клятву, нежели ради клятвы сделать какое-либо нечестие. Тело Крестителя погребено было в Севастии Кесарийской, а честная его глава первоначально положена была в Емесе.

И пошли, возвестили Иисусу.

О чем возвестили Иисусу? Не о смерти Иоанновой, а о том, что Ирод Его самого принимает за Иоанна; об Иоанне же и без того давно было известно.

И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один.

Иисус уходит по случаю беззаконного убийства Ирода, научая и нас не ввергать себя явно в опасность; уходит также и для того, чтобы воплощение Его не сочли призрачным. Ибо если бы Ирод схватил Его, то попытался бы погубить Его; и ежели бы Иисус при сей попытке погубить Его исхитил Себя из среды опасностей, потому что еще не настало время смерти, то сочли бы Его за привидение. Итак, вот почему Он уходит. Уходит «в пустынное место один», да сотворит там чудо над хлебами.

А народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

Видна вера народа, по которой он идет за Иисусом, когда Он удалялся; почему, в награду веры, получает исцеления. Знак веры и то, что люди следуют за Ним пешие и без пищи.

Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

Человеколюбивы ученики, поэтому заботятся о народе и не желают оставить его голодным. Что же отвечал им Спаситель? «Дайте, говорит, им есть». Говорит так не потому, чтобы не знал, в какой скудости были апостолы, а для того, чтобы, когда объявят они о своем недостатке, оказалось, что Он приступает к чудотворению не по славолюбию, а по нужде.

Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил.

Принесите Мне, сказал, сюда хлебы; ибо хотя поздно, но Я Творец времени, хотя место пустое, но Я Тот, Кто подает пищу всякой плоти. Здесь научаемся тому, что, имея и малое, мы должны употреблять то на гостеприимство, так как и апостолы, имея малое, отдали все народу; но как малое их Господь умножил, так умножится и твое малое. Господь велит народу возлечь на траву, научая умеренности, чтобы и ты покоился не на драгоценных постелях и коврах, а на чем случится. Потом взирает на небо и благословляет хлебы. Это, может быть, для уверения, что Он не противник Богу и пришел от Отца с небес, а вместе и для наставления нам, чтоб мы, приступая к трапезе, благодарили и потом уже вкушали пищу.

И, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

Дает хлебы ученикам, чтобы они всегда помнили о чуде и никогда не выпускали его из мыслей, так как и они скоро забывали. А чтоб ты не подумал, будто чудо было призрачное, хлебы умножаются; а именно двенадцать коробов оказывается остатков для того, чтобы и Иуда понес и не устремлялся на предательство, помышляя о чуде. Умножает и хлебы и рыб, да покажет, что Он Творец земли и моря и что все, употребляемое нами в пищу, от Него подается и Им умножается. Чудо было в пустыне, чтобы кто не подумал, будто в ближнем городе купил Он хлебы и разделил народу; нет, то была пустыня! Это историческое изъяснение. В духовном смысле разумей следующее: после того как Ирод, то есть плотский, грубый ум иудейский (Ирод означает плотский ум), обезглавил Иоанна, главу пророков, то есть не поверил пророчествовавшим о Христе, Иисус отходит в пустое место — к язычникам, кто пуст в отношении к Богу, и врачует недужных душою, а потом питает их. Ибо если не отпустит нам грехов и не уврачует недугов посредством крещения, то не напитает нас причащением Пречистых Тайн Тела и Крови Своей, так как никто, не крестившись и не покаявшись, не причащается. Пять тысяч народа означают пять чувств поврежденных, что врачуются пятью же хлебами; ибо как пять чувств недуговали, то сколько ран, столько и пластырей. Две рыбы — слова рыбарей; одна рыба — Евангелие, другая — Апостол. Некоторые, впрочем, понимали под пятью хлебами Пятикнижие Моисеево, то есть книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Апостолы взяли и понесли двенадцать коробов, то есть то, чего не могли мы, простые, снести, то есть уразуметь, понесли и вместили апостолы. Жены и дети исключаются из числа. Это значит, что христианин не должен иметь ничего детского, женоподобного, немужественного.

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Словом «понудил» показывается, как неразлучны от Господа ученики; они хотели всегда быть с Ним. А отпущение народа означает, что Господь не хотел сопровождения, чтобы не показаться честолюбивым.

И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

Показуя нам, что должно молиться без развлечения, восходит на гору. Ибо все делает для нас, а Сам Он не имел нужды в молитве. Молится до позднего времени, научая тем нас не скоро оставлять молитву, но совершать ее особенно ночью, когда бывает наибольшая тишина. Попускает ученикам бедствовать на море, да научатся мужественно переносить искушения и да познают силу Его. То, что корабль был среди моря, показывает наибольшую опасность.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь: это Я, не бойтесь.

Не тотчас предстал им для укрощения бури, но уже около четвертой стражи, научая таким образом не скоро просить удаления бед, а переносить их мужественно с благодарением, и потом, когда уже много пострадают, просить избавления от напастей. Ночь разделялась у преемственно стерегущих воинов на четыре части, так что каждая стража содержала три часа. Итак, Господь предстал после Девятого часа ночи, ходя по поверхности воды, как Бог. Ученики же, видя столь необыкновенное и дивное дело, почли это за привидение, ибо не узнали Его по виду, как по причине ночи, так и по страху. Тогда Господь прежде всего ободряет их: это Я, говорит, Который все может; «ободритесь»!

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.

По пламенной любви своей ко Христу, Петр желает тотчас приблизиться к Нему, и прежде прочих. Притом он веровал, что Иисус может не только Сам ходить по водам, но и ему дать эту возможность, и не сказал: повели мне ходить, но — «придти к Тебе». Первое означало бы тщеславие, а второе есть знак любви ко Христу.

Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

Показуя силу Свою, Господь подостлал Петру море. Но смотри: Петр, преодолев большую опасность — море, убоялся меньшего — ветра; так слаба природа человеческая! А как скоро убоялся, тотчас начал тонуть. Значит, когда ослабела вера, тогда последовало потопление Петра. Это научило и его не высокомудрствовать и послужило к успокоению прочих учеников, которые, вероятно, позавидовали Петру. Кроме того, это показало, как выше их Христос, Который так долго ходил по водам, между тем как Петр едва не утонул.

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Показывая, что не ветер был виною утопания Петра, а малодушие его, Христос укрощает не ветер, а малодушие Петра. Поэтому, когда поднял Петра и поставил на воду, ветру позволял еще дуть. Впрочем, не совершенно усомнился Петр, а несколько, частью. Насколько он убоялся, настолько и не веровал, а взывая: «Господи! спаси меня», врачевал тем свое неверие. Почему и называется не неверным, а маловерным. Тогда и бывшие на корабле освободились от страха, потому что ветер утих. Из сего познав Иисуса, они исповедуют Божество Его. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, а Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76, 20). По духовному изъяснению лодка означает землю, волнение — жизнь века сего, возмущаемую злыми духами, ночь — неведение. Христос предстал «в четвертую стражу», то есть к концу веков. Первая стража есть завет с Авраамом, вторая — закон Моисеев, третья — пророки, четвертая — Пришествие Господа во плоти. Он Сам спас нас, обуреваемых в нощи неведения, когда пришел и пребывал с нами, да познаем Его и поклонимся Ему, как Богу. Заметь и то, что случившееся с Петром на море предзнаменовало его отречение и следующее за тем обращение и покаяние. Как в том случае говорил он с дерзновением: «не отрекусь от Тебя». (Мф. 26, 35), так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде». И как там Господь попустил ему отречься, так и здесь попускает тонуть. Но как здесь Господь простер к нему руку и не попустил утонуть, так и там, посредством покаяния, извлек его из глубины отречения.

И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Так как Христос прежде долгое время пребывал в земле Геннисаретской, то жители ее узнали Его и по виду, и по чудесам и обнаружили в себе столь теплую веру, что желали прикоснуться хотя к краю одежды Его, и те, кто прикасался, получали исцеление. Так и ты прикоснись к краю одежды Христовой, то есть к скончанию жительства Христова во плоти. Ибо, если будешь веровать, что Христос родился, умер, воскрес и вознесся, спасешься, так как одежда есть плоть Его, а край сей одежды означает конец Его жизни на земле.


 Христианский портал My studies