Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Блж. Феофилакт, архиеп. Болгарский

Толкование на Евангелие от Матфея

Глава вторая

 

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском.

Вифлеем значит «дом хлеба», а Иудея — «исповедание». Да будем и мы через исповедание домом хлеба небесного.

Во дни царя Ирода.

Евангелист упоминает об Ироде, чтобы ты познал, что от колена Иудина уже прекратились князья и цари и должно было прийти Христу. Ибо Ирод был не иудей, а идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князи Иудовы, пришел Христос, «покорность народов», как пророчествовал Иаков (Быт. 49, 10). Царя — указывает на сан царя, потому что был еще другой Ирод, четверовластник.

Пришли в Иерусалим волхвы.

Вопрос: Для чего приходят волхвы?

Ответ: Для осуждения иудеев, ибо если волхвы, идолопоклонники, уверовали, то какое извинение остается иудеям? Также и для того, чтобы более просияла слава Христова от свидетельства волхвов, которые больше были враги Божии и служили демонам.

С востока.

И это для осуждения иудеев, ибо те пришли поклониться Ему, несмотря на большое расстояние, а евреи, имея у себя Христа, только гнали Его.

И говорят: где родившийся Царь Иудейский?

Сказывают, что эти волхвы были потомки волхва Валаама и что, найдя его предсказание: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава» (Чис. 24, 17), поняли таинство Христово и потому пошли, желая видеть Родившегося.

Ибо мы видели звезду Его на востоке.

Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами, нет, то была Божественная и Ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поскольку волхвы занимались наукой о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра-рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила Ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, стояла, когда не шли они, особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим, но звезды никогда не ходят от севера к югу.

И пришли поклониться Ему.

Эти волхвы были, кажется, весьма добродетельны. Ибо если они пришли поклониться в чужой стране, то могли ли не проповедовать со всею смелостью в Персии?

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

Ирод смутился, как иноплеменник, боясь потерять царство, ибо знал, что оно не принадлежит ему. Но почему смущаются иудеи? Им надлежало более радоваться, потому что их Царю еще в пеленах пришли поклониться цари персидские. Но злые люди поистине безумны! Они не хотели исследовать пророческих предсказаний.

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

Первосвященники и книжники были учители народа. Их спрашивают по распоряжению Божию, чтобы показали истину, и потому они подвергнутся осуждению, что распяли Того, Кого прежде признали царем.

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка.

Какого пророка? Михея, ибо он говорит:

И ты,  Вифлеем,  земля Иудина,  ничем не меньше воеводств Иудиных.

Этот город не обращал на себя внимания потому, что был мал, но после сделался славен, потому что из него произошел Христос, ибо теперь все от концов земли приходят для поклонения сему святому Вифлеему.

Ибо из тебя произойдет Вождь.

Хорошо сказал: «из тебя произойдет», а не останется в тебе; ибо Христос не остался в Вифлееме, но по рождении вышел из него и жил большею частью в Назарете. Иудеи говорят, что это предсказано о Зоровавеле, но явно лгут и прельщают себя; ибо Зоровавель родился не в Вифлееме, а в Вавилоне. Вникни в имя его: «Зоро» значит семя и рождение, а «Вавель» — Вавилон, то есть в Вавилоне зачатый или рожденный. Но и пророчество обличает их словами: «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Кого другого «происхождение» и от «дней вечных», как не Христа? Он имел два исхода, или рождения: первое — изначала, искони, от Отца, второе — от дней века, начавшееся от Богородицы, во времени. Пусть же скажут иудеи, искони ли произошел Зоровавель? Но им нечего сказать.

Который упасет народ Мой, Израиля.

«Упасет», говорит, а не тиранствовать или пожирать будет. Другие, бывшие тогда цари, были не пастыри, но волки и хищники, а Христос есть Пастырь и Наставник, как и Сам говорит: «Я есмь пастырь добрый». «Народ Израиля» — так называет уверовавших как из евреев, так и из язычников, ибо Израиль значит «зрящий Бога», и потому все зрящие Бога суть израильтяне, хотя бы были из язычников.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов.

Тайно призвал их Ирод, опасаясь иудеев, ибо подозревал, что иудеи, быть может, скроют Младенца и постараются спасти Его как своего будущего избавителя. Поэтому тайно хотел погубить Его.

Выведал от них время появления звезды.

То есть тщательно разведывал; потому что звезда явилась волхвам прежде рождения Господа. Так как им надлежало употребить много времени на путешествие, то звезда явилась им задолго, чтобы они могли поклониться Ему, когда Он был еще в пеленах. Впрочем, некоторые говорят, что звезда явилась им во время самого рождения его и что волхвы шли два года и нашли Господа с матерью не в пеленах и не в яслях, а в доме, когда Ему было уже два года. Но ты лучше держись вышесказанного.

И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце.

Не сказал: о царе, а о «Младенце», потому что не терпел и имени царя, чем и показал, как он свирепствовал на Него.

И, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли.

Не имея в себе злонамеренности, они думали, что и он говорит не злонамеренно.

[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними.

Звезда, но распоряжению Божию, скрывалась ненадолго, для того чтобы они спросили иудеев и привели в смущение Ирода, а истина сделалась очевиднее. Но когда они вышли из Иерусалима, она опять явилась и стала руководить их. Отсюда опять видно, что это была сила божественная, а не обыкновенная звезда.

Как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

И это было чудное знамение: звезда сошла с высоты и, приблизившись к земле, указала им место. Ибо если бы она показалась им на высоте, то как могли бы они безошибочно узнать место, где был Христос? Звезды занимают большое пространство. Поэтому и ты видишь луну, как будто она над твоим домом, а мне кажется, будто она стоит над моим домом, да и вообще всем представляется, что луна или другая звезда стоит над их домом.

Поэтому и та звезда не указала бы Христа, если бы не сошла вниз и не стала как бы над самою главою Младенца.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою.

Возрадовались тому, что не ошиблись, а нашли, чего искали.

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его.

Тотчас по рождении Дева положила Младенца в яслях, потому что не нашла тогда дома. После, вероятно, нашли дом, в который вошли к ним волхвы. Ибо пришли в Вифлеем, как говорит и Лука, чтобы там записаться в перепись, но по причине многочисленного стечения народа для записания себя сначала не нашли дома, и поэтому Господь родился в вертепе; впоследствии же нашли дом, где Он и виден был волхвами.

И, пав, поклонились ему.

Вот просвещенные души! Видели Его в бедности и поклонились Ему. Они удостоверились, что это Бог, поэтому и принесли Ему дары, как Богу и как человеку. Ибо слушай:

И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Золото принесли Ему как царю, потому что царю даем мы, как подданные, золото. Ливан[1] – как Богу, ибо пред Богом воскуряем фимиам. Смирну — как имеющему вкусить смерть, ибо иудеи при погребении намащали тело умершего смирною, чтобы оно оставалось нетленным, потому что смирна, будучи суха, сушит влагу и не позволяет появляться червям или гниению. Видишь ли веру волхвов? Они из Валаамова пророчества узнали, что Господь и Бог и Царь и что Он умрет за нас. Но выслушай и пророчество Валаамово: «Преклонился, лежит как лев» (Чис. 24, 9) — вот царское достоинство, означаемое под образом льва, а выражение «преклонился» означает умерщвление. «Благословляющий тебя благословен» — вот божеское достоинство, потому что истинную силу благословения имеет только божественное существо.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Заметь последовательность! Бог сперва звездою привел волхвов к вере; потом, когда пришли в Иерусалим, через пророка сказал им, что Христос рождается в Вифлееме; наконец, дал им наставление через Ангела. И они повиновались наставлению, то есть божественному слову. Таким образом, «получив во сне откровение», то есть получив наставление от Бога, поругались Ироду, не побоялись и преследования его, но положились на силу Рожденного и сделались истинными свидетелями.

Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его.

Вот для чего Бог попустил Деве быть обрученною! Здесь видно, что это сделал Бог, чтобы Иосиф внимательно заботился о Ней. Но не сказал уже: «возьми жену твою», а «Матерь Его». Потому что, как подозрение уже рассеялось и праведник уверился из чудес рождения, что все — от Духа Святого, то уже и не называет Ее женою его.

И беги в Египет.

Бежит Господь, чтобы уверовали, что Он и истинный человек. Ибо, если бы Он, попав в руки Ирода, не был убит, то подумали бы, что Он воплотился призрачно. Бежит в Египет, чтобы освятить и его. Особенно два места были гнездом всякого нечестия: Вавилон и Египет. Итак, от Вавилона Он принял поклонение через волхвов, а Египет освятил собственным присутствием.

И будь там, доколе не скажу тебе.

То есть будь там до тех пор, пока не получишь повеления от Бога. И мы ничего не должны делать без воли Божией.

Ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Заметь безумие человека, желающего взять верх над волею Божиею, ибо если родившийся не от Бога, то чего боится? Если же от Бога, то как может погубить Его?

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего».

Иудеи говорят, что это сказано было о народе, изведенном из Египта Моисеем, Отвечаем: о народе это сказано прообразовательно, а истинно исполнилось на Христе. Притом же кто есть сын Божий? Ужели народ, поклонявшийся идолу Веельфегору и истуканам, или истинный Сын Божий, творивший чудеса?

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами.

Как Фараону Бог посмеялся через Моисея, так Ироду посмеялся через волхвов, так как оба они, и Ирод и Фараон, были детоубийцы: Фараон, потому что убивал в Египте еврейских детей мужеского пола, а Ирод — потому что избил детей вифлеемских.

Весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме.

Разгневался на волхвов за то, что презрели его и не возвестили ему о родившемся Царе, которого он хотел открыть и умертвить. Поэтому и велел избить всех младенцев, чтобы вместе с ними убить и Помазанного. Для чего же попущено избиение младенцев? Для того, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит, или для оставления грехов, или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут.

И во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит.

Чтобы кто не подумал, что избиение младенцев случилось без воли Бога, показывает, что Он знал это наперед и предсказал.

Глас в Раме слышен.

Рама занимала возвышенное место в Палестине, как и самое название ее означает «высокая», и досталась в удел колену Вениаминову. Вениамин же был сын Рахили, а Рахиль погребена в Вифлееме. Пророк называет Вифлеем Рахилью, потому что она погребена была в нем.

Плач и рыдание

были слышны в Раме, то есть на высоте, говорит далее пророк, потому что плач и рыдание и вопль великий.

Рахиль плачет о детях своих.

Рахиль, то есть Вифлеем.

И не хочет утешиться, ибо их нет.

Только в сей жизни, ибо души бессмертны.

По смерти же Ирода.

Горькую кончину имел Ирод: он изверг свою нечестивую душу, пораженный горячкою, болью в животе, водяною в ногах, гниением тайного члена, порождавшим червей, одышкою, трясением тела и судорогами.

Се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву.

Не говорит: «беги», но «иди», потому что страха уже не было.

Ибо умерли искавшие души Младенца.

Где Аполлинарий, который говорил, что Господь не воспринял души человеческой? Вот обличение против его лжемудрия!

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти.

Ирод оставил трех сыновей: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелая назначил царем, а прочих тетрархами (четверовластниками). Иосиф убоялся идти в землю Архелая, то есть в Иудею, потому что Архелай подобен был отцу своему.

Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские.

Галилея была земля не израильская, а языческая, поэтому иудеи смотрели на ее жителей с омерзением.

И, придя, поселился в городе, называемом Назарет.

Вопрос: Как же Лука говорит, что Господь пришел в Назарет спустя сорок дней по рождении, то есть после того, как принят был Симеоном, а Матфей здесь говорит, что Он пришел в Назарет по возвращении из Египта?

Ответ: Знай, что Лука сказал о том, о чем умолчал Матфей. Лука говорит, что Господь, проведя по рождении Своем сорок дней, пришел в Назарет, а Матфей повествует о том, что было между сим временем, то есть Господь бежал в Египет и потом из Египта возвратился в Назарет. Итак, они не противоречат друг другу: Лука говорит о прибытии в Назарет из Вифлеема, а Матфей о возвращении в Назарет из Египта.

До сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Какой пророк говорил о сем? Этого не находим ныне, ибо по нерадению евреев и по причине частых пленений много пророческих книг погибло. Впрочем, может быть, это пророчество известно было иудеям и по преданию. Назорей значит «освященный». Поскольку Христос свят, то прилично называться и «Назореем», ибо «святым Израилевым» Господь называется у многих пророков.

 

________________

[1] Ладан (Ц-с)


 Христианский портал My studies