Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Блж. Феофилакт, архиеп. Болгарский

Толкование на Евангелие от Матфея

Глава двадцать первая

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се. Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Иисус воссел на ослицу без всякой другой нужды, а единственно для того, чтоб исполнить пророчество и нам показать, с каким смирением нужно ездить; ибо Он ехал не на лошадях, а смиренно на осленке. Пророчество исполняет Он и буквально и в переносном смысле: буквально — воссев на ослицу, а переносно — воссев на ее молодого осла, то есть на новый, необузданный и не привыкший к повиновению народ — язычников. Ослица и молодой осел были связаны, ибо пророчество говорит: «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей» (Быт. 49, 11), а в иносказательном смысле это означает людей, связанных узами собственных грехов. Двое были посланы разрешить эти узы — Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть к иудеям; и доныне двое разрешают нас от грехов — Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое Пришествие Свое Он явился не судить, но спасти мир. Другие цари еврейские были хищны и несправедливы, Христос — Царь кроткий и справедливый.

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей об ослице и осленке, но они не противоречат друг другу, потому что, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Иисус воссел на них, то есть не на двух подъяремных, но на одежды. Или: прежде Он сидел на ослице, потом на осленке, так как Он остановился прежде в синагоге иудейской, а потом перешел к язычникам.

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

По сказанию Писания, расстилание одежд служит выражением чести, а ношение ветвей — признаком торжества. А ты в таинственном смысле пойми из этого, что Господь воссел, когда апостолы подостлали Ему одежды свои, то есть свои добродетели. Ибо если душа не украшена добродетелями, то Господь не восседит на ней. «Предшествовавший» суть пророки, жившие прежде воплощения Христова, а «сопровождавший» — явившиеся после того мученики и преподобные учители, которые подстилают свою одежду Христу, то есть плоть покоряют духу, ибо одежда и покров души есть тело. Они разостлали тела свои на пути, то есть по Христе, ибо «Я семь путь», — сказал Он (Ин. 14, 6). Если кто не расстелит плоти своей, то есть не смирит ее во Христе, Который есть путь и живот, если кто не пребывает в нем постоянно, уклоняясь от всякой ереси и неправды, то Господь не воссядет на нем. «Осанна», по словам некоторых, означает песнь или псалом, а по мнению других, кто и вернее: спаси нас, Сыне Давидов, грядый свыше во имя Господне. Грядущим называется Господь потому что евреи ожидали Его Пришествия. Так говорит и Иоанн: «Ты ли еси грядый», то есть Тот ли Ты, Пришествия Которого ожидают? Или: Грядущим называется Господь, потому что ежедневно ожидается Его второе Пришествие. Поэтому каждому из нас должно всегда ожидать кончины жизни своей и Пришествия Господня и готовиться к тому.

И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

Народ бесхитростный и простой не завидовал Христу, но и не имел о Нем надлежащего понятия, почему и называл Его пророком. Но так как Он произносит слово «пророк» — с членом, то можно думать, что он разумел в Нем ожидаемого пророка, то есть Того, о Котором Моисей сказал: яко мне пророка вам воздвигнет Господь Бог. Он не сказал просто, без члена пророк, но с членом, то есть именно ожидаемый пророк.

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков[5] и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников.

Как владыка дома, то есть храма, Он выгнал из него торгующих, показывая сим, что все принадлежащее Отцу, принадлежит и Ему. Сделал Он это и потому, что имел попечение о благолепии храма и хотел показать отменение жертв, изгнав волов и голубей. Он этим предсказал, что нет более нужды в жертвоприношении или заклании животных, но нужна молитва: «дом Мой, — говорит Он, — домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Ибо в вертепах разбойничьих совершаются убийства и кровопролития. Или — Он назвал храм вертепом разбойников потому, что в нем были корчемники, продающие и покупающие, так как любостяжательность есть страсть разбойническая. Торжники — то же, что у нас меняльщики, а названы так от слова означающего род малой монеты, каков, например, овол и сребреник. Ныне продают голубей те, которые продают саны церковные, ибо они продают благодать Духа, Который есть голубь. За это и продающие и покупающие изгоняются из высшего и из низшего храма, как недостойные священства. Смотри и ты, чтобы храм Божий, то есть свое сердце, де сделать вертепом разбойников, то есть жилищем демонов. А оно сделается вертепом, если мы будем иметь помыслы о продаже и купле и если будем сребролюбивы до такой степени, что будем заботиться и о самой малой монете. Мы сами себя обратим в вертеп разбойников, если будем продавать и терять голубей, то есть не сохраним в себе даров духовных.

И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

Исцелением больных показывает, что Он хорошо сделал, выгнав Своею властью из храма недостойных. Открывается отсюда и то, что по изгнании иудеев, привязанных к закону и закланию животных, приемлются слепые и хромые из язычников и исцеляются Им.

Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!» — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»?

Фарисеи, видя детей, славословящих Христа Давидовой песнью, которую пророк, по-видимому, относит к Богу, разрываются от зависти и негодуют на Христа за то, что Он позволяет о Себе говорить то, что относится к Богу. А Он, вполне одобряя это, говорит: ей, Я не только не запрещаю им говорить это обо Мне, но даже привожу пророка во свидетели и обнаруживаю ваши незнание и зависть. Ибо разве вы не читали и не разумели слов пророческих: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8, 3)? «Устроил» — значит воздал полную и совершенную хвалу. Хотя они (дети) по возрасту и считаются несовершенными, но они не от собственного ума говорили то, что говорили, а устами их изрекал Дух Святой. Поэтому и говорит Он: «из уст младенцев», показывая, что слова не от их ума происходили, но уста их были движимы Божественною благодатью. Означалось этим и то, что Христа будут славословить младенцы и неразумные, то есть язычники. Заключалось в сем и то утешение для апостолов, что и им дано будет слово, хотя они были и неучены. И ты, если будешь незлобив и будешь подобно младенцу сосать духовное млеко — Божественные слова, то удостоишься воспевать Богу песнь победную.

И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

Господь удаляется от них как от недостойных и приходит в Вифанию, что означает дом послушания, и таким образом переходит от непокорных к послушным Ему и водворяется у них, ибо сказано: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6, 16. Ср.: Лев. 26, 12).

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Господь часто совершал чудеса, и всегда на пользу всем, а ни одного чуда не сделал в наказание; чтобы кто-нибудь не подумал, что Он не может наказывать, Он показывает здесь и эту силу, впрочем, не на людях, но, по человеколюбию Своему, на дереве, подобно как и прежде сего на стаде свиней. Он иссушает дерево, чтобы вразумить иудеев.

Примечание. Сюда относится следующее сказание, дошедшее до нас от древних мудрых старцев. Они говорили, что эта смоковница была древо древнего преслушания, из листьев которого и сделали себе одежду преступники. Поэтому, как бывшая виною греха, весьма человеколюбиво теперь проклята Христом, чтобы не приносила более плода, поскольку второе Пришествие Христово будет не для вочеловечения, но для суда и исследования дел. Ученики удивляются, и справедливо; это дерево гораздо сочнее других деревьев, и поэтому было особенно дивно то, что оно так скоро засохло. Смоковница означает синагогу иудейскую, которая имеет одни только листья, то есть видимую букву, но не имеет плода духовного. И всякий человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, то есть временный и преходящий призрак мира сего. И он будет проклят, ибо сказано: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25, 41). И он иссохнет, ибо как будет мучиться в огне, у него засохнет язык, как у известного богача.

Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Велико это обетование Христово ученикам преставлять и горы, если только не будем сомневаться и недоумевать, ибо все, чего мы не будем просить, несомненно веруя в силу Божию, получим.

Вопрос: Кто-нибудь скажет: если я буду просить чего-нибудь вредного и неразумно верую, что Господь дарует мне это, то неужели получу я это вредное, потому что прошу с верою?

Ответ: Как же Бог будет человеколюбив, если Он исполнит вредное для меня прошение? Слушай. Когда слышишь о вере, то думай о вере не безрассудной, но истинной, именно о той, о которой говорит Господь, и о молитве той, в которой мы просим полезного, как и Господь заповедал, говоря: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6, 13). Кроме того, обрати внимание на слова «и не усомнитесь». Ибо кто находится в соединении с Богом и никогда от Него не отлучается, тот как будет просить чего-либо вредного? Таким образом, если мы будем пребывать неразлучно с Богом, имея несомненную веру в отношении к благам, то будем получать по своему прошению полезное, ибо Господь подает благо, а не зло.

И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: «с небес», то Он скажет нам: «почему же вы не поверили ему?» а если сказать: «от человеков», — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Законоучители, завидуя тому, что Христос изгнал из храма торгующих, приступают к Нему с таким вопросом: Кто ты, что изгоняешь из храма торгующих? Делаешь ли Ты это по праву священника? Или поступаешь как царь? Но ты и не Царь: впрочем, если бы и был царем, то не надлежало бы Тебе так действовать, потому что царям нельзя принимать на себя обязанностей священнических. Такой вопрос законоучители предлагают Господу с тою целью, чтобы, если Он скажет: Я это делаю Своею властью, оклеветать Его как возмутителя и человека, самовольно действующего, а если скажет: Я творю это Божественною властью, отклонить от Него народ, воздававший Ему славу, как Богу, показав народу, что Он не Бог, а раб, будто волею Божией совершающий эти дела. Что же ответствует на это Христос — истинная Премудрость? Он уловляет мудрецов в коварстве их и предлагает им свой вопрос об Иоанне, чтобы, если скажут, что проповедь Иоаннова была с небес, уличить их в богоборстве, как не принявших ее, а если скажут: от человек, устрашить их народом, так как все почитали Иоанна пророком. В этом месте Господь показывает, что не должно отвечать на вопросы коварные и злоумышленные, потому что и Сам не отвечал иудеям на их коварный вопрос, хотя и мог дать ответ. Здесь научаемся и тому, что хвалить самих себя не согласно с примером Христовым; ибо и Господь, имея право сказать, что Он собственною властью совершает сии дела, не сказал этого, чтобы не показалось, что Он прославляет Сам Себя.

А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Господь приводит здесь два рода людей, из которых один сначала давал обещание, каковы были иудеи, говорившие: все, что сказал Бог, будем слушать и исполним, — но в самом деле не исполнили; а другой не был послушен, каковы любодейцы, мытари и язычники, вначале непокорные воле Божией, а потом раскаявшиеся и сделавшиеся покорными. Заметь здесь мудрость Христову. Он не вдруг и не прежде всего говорит, что мытари и любодейцы лучше вас, но наперед предлагает им вопрос, и они признаются Ему, что из двух сыновей послушен и приятен отцу тот, который исполнил волю его. И уже после того, как они высказали это, говорит: «Иоанн пришел путем правды», то есть жил безукоризненно, поскольку вы не можете сказать, чтобы жизнь Иоаннова была чем-нибудь зазорна, однако блудницы послушали его, а вы — нет; поэтому они и предваряют вас, то есть прежде вас входят в Царство Божие. Итак, потщитесь и вы войти хотя после них и по их следам, а если не уверуете, то отнюдь не войдете. И ныне многие обещаются Богу и Отцу принять иноческий или священный сан, но, дав обещание, ослабевают и живут по-мирскому; а другие, и не обещавшись вступить в монашество и сделаться священниками, живут как монахи или священники, и таким образом они становятся послушными детьми, исполняя волю отца и без обещания.

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

Господь говорит им и другую притчу, чтобы показать, что они, удостоившись бесчисленных опытов попечения о себе, не исправились. Сей человек домовладыка есть Господь, названный человеком по Своему человеколюбию. Виноград есть народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной, ибо сказано: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего» (Исх. 15, 17). Ограда означает закон, не позволявший иудеям смешиваться с язычниками, или святых Ангелов, хранивших Израиль. Точило — жертвенник, башня — храм, делатели — учители народа, фарисеи и книжники. Отошел же домовладыка Бог, когда уже не хотел более говорить с ним в столпе облачном. Или отшествие Божие означает долготерпение: так как Бог представляется и спящим, и далеко отстоящим, и не слушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякий день и не тотчас подвергая истязанию за неправды наши.

Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Время плодов наступило во времена пророческие. Ибо посланные рабы были пророки, а делатели — ложные учители — архиереи и книжники. Одного они били, как Михея, коего Седекия ударил в ланиту (3 Цар.); другого убили, как Захарию, между храмом и жертвенником; иного камнями побили, как Захарию, сына Иодаева, архиерея (2 Цар.). Напоследок послан был Сын Божий, явившийся во плоти. «Постыдятся сына моего», — сказал, не зная, что делатели убьют сына, а желая показать то, что они имели сделать. Надлежало, говорит, им, убившим рабов, устыдиться, по крайней мере, достоинства сына. Но делатели, увидя сына, сказали: «это наследник; пойдем убьем его». Так, те самые иудеи, которые говорили: Сей есть Христос, распяли Его. Вывели же Его вон из виноградника, потому что вне града умерщвлен был Христос. Впрочем, как виноградником называется народ, то выражение: вне виноградника, означает и то, что фарисеи, злые делатели, убили Господа, не имея на то воли простосердечного народа.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

«Когда придет». Когда? Не во второе ли Пришествие? Кажется, и это разумеется; но лучше разуметь так: господин виноградника, то есть Бог Отец, пославший Сына Своего, Которого они убили, когда придет, то есть когда воззрит на беззаконие, совершенное иудеями, тогда «злодеев предаст злой смерти», как и действительно призрел и, послав войско римское, погубил и расточил их, а виноградник Свой, то есть народ, отдал иным делателям. Разумей также под виноградником и Божественное Писание, в котором ограда есть буква, ископанное точило — глубина духа, а башня — богословие — учение самое возвышенное. Сие-то писание сперва имели злые делатели — фарисеи и книжники, но Бог предал его нам, усердно возделывающим оное. Ибо они убили Господа вне виноградника, то есть вопреки учению говорившего о Нем Писания.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его: и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Камнем называет Себя Самого, а зиждущимися — учителей иудейских, которые пренебрегли Его, как непотребного, когда говорили: «что Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин, 8, 48). Но Он, воскреснув из мертвых, положен во главу угла, то есть стал главою Церкви, связуя иудеев и язычников одною верою. Ибо как камень, положенный под угол в здании, сдерживает с той и другой стороны стены его, так и Христос совокупил всех одною верою. Сей угол дивен и есть от Господа; ибо Церковь, содержащая и соединяющая нас верою, произошла от Господа и достойна великого удивления по своему благолепному устройству. Дивен угол сей и потому, что слово Христово утверждено и укреплено чудесами, а поэтому дивно и составление Церкви. Царствие Божие, то есть право иудеев принадлежать Богу, отнято у них и дано уверовавшим. Упадающие на камень и соблазняющиеся о Христе сокрушатся во второе Пришествие; впрочем, они сокрушены Им уже и ныне, то есть рассеяны по всей земле, как видим это на несчастных иудеях. «Раздавит» — значит рассеет и развеет их.

И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка.

Заметь опять, что простой и бесхитростный народ последует истине, а злодействуют завистливые и коварные законоучители. Евреи и доселе желают принять Христа, но не принимают и не разумеют Его. Они примут антихриста и поклонятся ему, а Христа не примут и не узнают Его, ибо закрыли свои очи и не хотят видеть света.

 

__________________________

[5] И трапезы торжников испроверже (ц.-сл.) (Мф. 21, 12)


 Христианский портал My studies