Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Блж. Феофилакт, архиеп. Болгарский

Толкование на Евангелие от Матфея

Глава пятая

 

Увидев народ, Он взошел на гору.

Восходом на гору Господь научает нас ничего не делать по тщеславию и напоказ. Видя великое множество собравшегося к нему народа, Он сел и начал учить его не в городе, не на площади, чтобы видели Его многие и хвалили, но на горе, в пустыне, где не было никого, кроме душевно желавших получить или видеть исцеление.

И, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

Народ приступает для чудес, а ученики — для наставлений. Поэтому после совершения чудес и исцеления тел врачует души, чтобы мы знали, что Он есть Творец и душ и телес.

И Он, отверзши уста Свои.

Для чего присовокупляет: «отверзши уста Свои»? Это, кажется, излишне. Нет, ибо Он учил и не отверзая уст, то есть своею жизнью и чудесами, а теперь учит, «отверзши уста».

Учил их, говоря:

Учил не одних учеников, но и народ. А начал с блаженств, так как и Давид начал с блаженства (Пс. 1,1).

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Прежде всего выставляет смирение, как бы основание. Поскольку Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, то Христос восставляет нас посредством смирения. «Нищие духом» суть душевно чувствующие свое недостоинство.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Плачущие, о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал же «плачущие», разумея плач не однократный какой-либо, но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних. «Утешатся» же они не только там, но и здесь, ибо кто плачет о грехах, тот духовно радуется, особенно там. Здесь он радуется по надежде получить прощение грехов, а там будет непрестанно радоваться, получив жизнь блаженную.

Блаженны кроткие,  ибо они  наследуют землю.

Некоторые под землею разумеют землю только духовную, то есть небо, но ты разумей и сию землю. Кроткие почитаются презренными и бедными, а Он, напротив, говорит, что они-то особенно и имеют все. Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковы бывают только лишенные разума, но те, которые могут гневаться, но воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Поскольку Он намеревается говорить о милосердии, то наперед показывает, что должно соблюдать справедливость, чтобы не делать милости из награбленного. К правде должно стремиться со всем усердием, ибо это выражается словами «алчущие и жаждущие». Кто алчет и жаждет, тот сильно желает насытиться, так сильно надобно желать правды и соблюдать ее. Поскольку же и любостяжательные представляются живущими в довольстве и сытости, то Он говорит, что тем более праведные насыщаются, они насыщаются и в сей жизни, ибо владеют своим имуществом безопасно, но особенно они насытятся там, а «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33, 11).

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милосердие можно оказывать не имуществом только, но и словом, а ежели ничего не имеешь, то и слезами и вздохом. Они получат милость и здесь — от людей. Ибо кто вчера оказывал милость, а сегодня пришел в бедность, тому все будут оказывать милость, особенно там — Бог.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Многие не хищничествуют, не обижают и даже милосерды, но блудодействуют и в других отношениях бывают нечисты. Поэтому Христос повелевает соединять с другими добродетелями и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу, ибо без святыни, или чистоты, никто не узрит Господа. Как зеркало тогда отражает образы, когда чисто, так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

То есть не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и примиряют других, враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают врагов Божиих. Таковые суть сыны Божии, так как и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом, когда мы были враги Его.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Гонение терпят не одни мученики, но и многие другие — за вспоможение обидимым и вообще за всякую добродетель, потому что под именем правды разумеется всякая добродетель. Гонят воров и убийц, однако ж они не блаженны.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать.

Наконец, Господь обращает речь наипаче к своим апостолам и показывает, что терпеть поношение особенно свойственно учителям.

И всячески неправедно злословить за Меня.

Не всякий поносимый блажен, но только тот, кто терпит поношение для Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того ни другого, то несчастен он, поскольку для многих служит соблазном.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Говоря о предыдущем, Господь не говорил о великой награде, но здесь сказал о ней, показывая тем, что терпеть поношение есть дело великое и самое трудное, ибо многие, не терпев поношения, сами себя лишали жизни. И Иов, выдержавший так много искушений, особенно возмущен был тогда, когда друзья стали поносить его, будто он страждет за грехи.

Так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Чтобы апостолы не думали, что их будут гнать за учение, противное Христову, успокаивает их, говоря, что и пророков, бывших прежде них, гнали за добродетель, поэтому их страдания должны успокаивать вас.

Вы — соль земли.

Пророки посылались к какому-нибудь одному народу, а вы — соль для всей земли, исправляющая беспутных учением и обличениями, чтобы они не порождали непрестанно червей. Поэтому не оставляйте горьких обличений, если бы ненавидели и стали гнать вас.

После сего Он говорит:

Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Если учитель потеряет ум, то есть если не будет учить, обличать и исправлять и разленится, то чем исправится? Он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению.

Вы — свет мира.

Сперва соль, потом свет. Учение сначала неприятно, потому что обличает человека, но потом оно делается утешительным, ибо просвещает ум его. Кто обнаруживает делаемое втайне, тот есть свет мира: «все бо являемое свет есть» (слав.). Апостолы просветили не один народ, но весь мир.

Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

Так поучает их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, ибо на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете укрываться в каком-нибудь углу, нет, вы будете на виду у всех, а потому старайтесь жить непорочно, чтобы не сделаться соблазном для других.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Я, говорит, зажег в вас благодатный свет и поставил на высоте, чтобы вы светили всем. Чтоб этот свет благодати не погас в вас и чтобы свет вашей жизни светил и другим — это дело вашего подвига. Поэтому Он говорит:

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Не сказал: вы показывайте свою добродетель, это нехорошо — но «да светит» она сама, так чтобы и самые враги наши подивились и прославили — не вас, но Отца вашего Небесного. Поэтому, когда мы делаем доброе дело, то должны делать его не для своей славы, а для славы Божией.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Так как Он намеревался ввести новые законы, то, чтобы не почли Его противником Божиим, Он в отвращение такой мысли говорит: «не нарушить пришел Я, но исполнить». Как же Он исполнил его? Во-первых, Он исполнил его совершением всего сказанного о нем пророками. Поэтому и евангелист часто говорит: «да сбудется реченное» тем или другим пророком. Он исполнил и все предписания закона: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9). Он исполнил закон и в том смысле, что восполнил его, ибо Он в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень. Закон сказал: «не убий», а Христос: и не гневайся напрасно. Подобно как живописец не изглаждает начального очертания, но проясняет и дополняет его.

Ибо истинно говорю вам.

Истинно — частица утвердительная, означающая то же, что «ей, истинно».

Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Здесь показывает, что мир прейдет и изменится. Поэтому говорит, что пока стоит вселенная, не прейдет ни малейшая буква из закона.

Итак, кто нарушит, одну из заповедей сих малейших и научит так людей.

Малыми заповедями называет не заповеди закона, но те, которые Он Сам намеревался дать, малыми же называет их по смирению, чтобы и тебя научить не высокомудрствовать в учении.

Тот малейшим наречется в Царстве Небесном.

То есть тот, кто сам не исполняет заповедей и учит других, не имея дел, в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Не думай, что он войдет в Царство Небесное, нет, в Царство Небесное не войдет тот, кто учит других, сам презирая и попирая заповеди, но под Царством разумей здесь воскресение.

А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Наперед сказал — сотворит, а потом уже — научит, ибо как мне другого вести по пути, по которому сам я не хаживал? С другой стороны, если я и творю, а не учу, не буду иметь такой награды, но заслужу даже наказание, если не учу по зависти или по лености.

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Под правдою разумеет всякую добродетель, подобно как в словах: «и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1, 1). Итак, вострепещи, человек, при мысли о том, сколько от нас требуется! Затем Господь научает нас, как нам превзойти книжников и фарисеев, и исчисляет добродетели.

Вы слышали, что сказано древним: «не убивай»; кто же убьет, подлежит суду.

Не говорит, кем речено бысть, потому что если бы сказал: Отец мой сказал древним, «ибо, говорю вам», то подумали бы, что Он предписывает противное Отцу. С другой стороны, если бы сказал: Я говорил древним, то едва ли бы стали слушать Его. Поэтому говорит неопределенно: «что сказано древним». Словами «что сказано древним» показывает, что закон отменен, а если отменен и почти уничтожен, то его должно оставить и поспешить к новому.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.

Пророки, приступая к изречению пророчества, говорили: «сие глаголет Господь»; а Христос, показывая в Себе божественное полновластие, говорит: «Я говорю». Те были рабы, а Он Сын, имеющий все, что принадлежит Отцу. Кто гневается на брата своего, тот будет осужден; но если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден. Так апостол Павел гневно говорил Елиме волхву и первосвященнику, впрочем, не напрасно, но по ревности божественной. Напрасно гневаемся мы тогда, когда гневаемся из-за имения, из-за чести и из желания отмстить за себя.

Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону.

Синедрионом называется еврейское судилище, а «рака» значит то же, что «ты». Поскольку презираемому нами человеку мы обыкновенно говорим: поди ты! — то располагает нас не оставлять без внимания и сего маловажного выражения и уважать других. Некоторые говорят, что «рака», с сирского, значит «гнусный». Таким образом, если кто станет поносить брата своего, называя его «гнусным», то будет подлежать суду собора апостолов, когда они сядут судить двенадцать колен.

А кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

Некоторые признают этот приговор слишком строгим и тяжким, но несправедливо. Ибо не достоин ли геенны тот, кто лишает брата разума и смысла, чем мы отличаемся от животных бессловесных? Кто поносит и бесчестит, тот прекращает любовь, а с прекращением любви уничтожаются и все добродетели, подобно как при любви все они в силе. Итак, поноситель, прекращая любовь, прекращает все добродетели и поэтому справедливо подлежит геенне огненной.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Бог отказывается и от собственной чести, лишь бы мы хранили любовь. К словам «что брат твой имеет что-нибудь против тебя» не присовокупил более ничего; справедливо или несправедливо «имеет» он — примирись. Притом не сказал: если ты имеешь что-либо против него, но: если он имеет нечто против тебя, постарайся примирить его с собою. А дар повелевает оставить для того, чтобы поставить тебя в необходимость к примирению, ибо ежели при сем пожелаешь принести дар твой, то по необходимости должен будешь примириться. Но с сим вместе показывает и то, что любовь есть истинная жертва.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, о судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Некоторые думают, что соперником здесь называется диавол, а путем — жизнь и что Господь внушает следующее: рассчитайся с диаволом, пока ты находишься в сей жизни, чтобы впоследствии он не стал обличать тебя за грехи, как бы присвоившего какую-нибудь его собственность. Тогда предан будешь наказанию, пока не изгладишь и последних, самых малых грехов, ибо кодрант равняется двум лептам. Но ты разумей, что Господь говорит это о здешних соперниках, научая не судиться и не переставать делать дела Божии. Если тебя и обидят, говорит, не входи в суд, но помирись на пути, чтобы при представлении соперником сильного оправдания, не потерпеть тебе чего-либо худшего.

Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».

Иное дело прелюбодейство, иное — блуд. Прелюбодеяние есть грех с замужнею, а блуд — со свободною.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

То есть кто останавливается, всматривается и зрением воспламеняет похоть, потом снова смотрит с большим желанием удовлетворения похоти, тот уже совершил грех в сердце своем. Правда, он не исполнил его делом: что до того? Он не мог, а если бы мог, тотчас сделал бы грех самим делом. Впрочем, знай, что если мы когда-либо восчувствовали похоть, но встретили препятствие к удовлетворению ей делом, то это явный знак, что нас сохранила благодать. Так и женщины, украшающиеся для того, чтобы понравиться кому-нибудь, грешат, хотя бы и не понравились. Ибо они уже сделали напиток, который остался без действия только потому, что его никто не выпил.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твое было ввержено в геенну.

Слыша о глазе и руке, не подумай, что здесь говорится именно о сих членах. В сем случае Он не присовокупил бы «правый глаз и правая рука». Здесь говорится о людях, которых любим и бережем, как правый глаз и правую руку, но которые препятствуют нам делать дела Божии. Так, например, юноша, если имеет распутных друзей и терпит от них душевный вред, должен оставить, бросить их. Сим, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, а если не спасешь их, то по крайней мере спасешь себя. Но если будешь продолжать к ним любовь, то погибнешь и ты, и они, то есть все тело.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

Моисей повелел, чтобы возненавидевший жену свою развелся с нею, чтобы не случилось чего-нибудь худшего, потому что возненавиденная могла быть и убита. Но таковой обязан дать разведенной разводную, так чтобы отпущенная уже не возвращалась к нему и не произошло смуты, когда он стал жить уже с другою.

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его и запрещает мужу ненавидеть свою жену без вины. Если он оставит ее по уважительной причине, то есть за прелюбодеяние, не подлежит осуждению, а если не за прелюбодеяние, то подлежит суду, потому что, если бы никто не взял ее, она, быть может, возвратилась бы к прежнему мужу и покорилась бы ему. А христианину должно быть миротворцем и для чужих, тем более для своей жены, которую Бог совокупил с ним.

Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

То есть, когда клянешься, верно исполни то, в чем клянешься Господу, ибо, если нарушишь клятву, будешь осужден.

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя.

Поскольку иудеи слышали от Бога: «небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Ис. 66, 1), то и клялись сими предметами. Но Господь воспрещает им это, впрочем, не потому, что небо прекрасно и огромно, а земля полезна, а чтобы не подать им повода к идолопоклонству, поскольку эти предметы у клянущихся ими легко могли быть признаны за божество, как это прежде и было.

Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Один Бог клянется Самим Собою, потому что не зависит ни от кого. А мы как можем клясться своей головой, когда не имеем власти? Мы не свои. Если же думаешь, что голова есть твоя собственность, то перемени, если можешь, хоть один волос.

Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет».

Чтобы ты не сказал: как же мне поверят? — Он говорит: поверят, если всегда станешь говорить правду и никогда не будешь божиться, потому что никто так не теряет доверия, как тот, кто часто божится.

А что сверх этого, то от лукавого.

Божба, кроме «да» и «нет», есть дело излишнее и происходит от диавола. Но ты спросишь: ужели и закон Моисеев был худ, когда повелевал клясться? Знай, что в то время божба не составляла худого дела, но божиться после Христа есть дело уже худое, подобно как обрезываться и вообще иудействовать. Сосать грудь младенцу прилично, а мужу непристойно. Мы более не под законом, но под благодатью.

Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».

Закон из снисхождения допустил право равного возмездия, чтобы не обижали друг друга и чтобы обидевший боялся подвергнуться тому же, чему подвергся обиженный.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Злым называет здесь диавола, действующего посредством человека, показывая сим, что бьющий распаляется диаволом. Итак, ужели диаволу не должно противиться? Должно, только не обратными ударами, а терпением, ибо огонь гасится не огнем, а водою. Впрочем, не думай, что здесь говорится только об ударе в щеку, нет, но и о всякой другой обиде.

И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.

Отдай ему и верхнюю одежду, когда поведет тебя в суд и станет делать тревогу, а не тогда, когда просто будет просить ее у тебя. Под рубашкой, собственно, разумеется так называемое у нас исподнее платье, а под верхней одеждой — верхнее платье, впрочем, эти названия иногда употребляются одно вместо другого.

И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Что рассуждать о рубашке и верхней одежде, говорит Господь? Самое тело твое отдай, если кто насильно потащит тебя, и сделай для него более, нежели сколько требует.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Враг ли то, друг ли или неверный просит притом у тебя денег или другого пособия, дай ему по твоей возможности. Взаймы же дай не с ростом, но простой заем для пользы ближнего, ибо и во время подзаконное иногда давали взаймы без процентов.

Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

Достиг верха добродетелей, ибо что выше сего? Но и это не невозможное дело. Моисей и Павел больше себя любили враждовавших против них иудеев, и вообще все святые любили врагов своих, и таким образом получили обетования.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

Их должно почитать благодетелями, потому что всякий, кто гонит и обижает нас, уменьшает наше наказание, которому мы должны подвергнуться за грехи. С другой стороны, и Бог весьма вознаградил нас за сие. Вот и доказательство на это:

Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Видишь, какое благо доставляет тебе тот, кто гонит и обижает тебя, если только ты терпишь! Под дождем и солнцем разумеет благодать Святого Духа и учение, поскольку Христос на всех изливает благодать и всех поучает. Кто принимает учение, тот живет во свете; а тот, кто при солнечном свете зажимает свои глаза, остается во тьме.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

Вострепещем! Мы не походим и на мытарей, если ненавидим и любящих нас!

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Одних любить, а других ненавидеть есть несовершенство, совершенство же состоит в том, чтобы любить всех. Небесный Отец любит всех и всех призывает ко спасению, нам должно уподобляться Ему.


 Христианский портал My studies