Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Святитель Григорий Палама

Беседа на 15-е воскресение Евангельских чтений по Луке, имеющая своей темой исправление и спасение начальника мытарей Закхея; в ней же говорится и против сребролюбия [1]

 

Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. — М.: Паломник, 1993
Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Пер. с греч. Архимандрита Амвросия (Погодина). — Издание Братства преп. Иова Почаевского. Монреаль, 1984. С. 219–227.

1. Недавно, когда Евангелист Лука повествовал об исцелении прокаженных, а затем и слепцов по плоти, то и мы имели это исходным пунктом нашей духовной беседы к вашей любви [2]; сегодня же мы возьмем темой обитающего в Иерихоне слепца по душе Закхея и его душевное прозрение. Это было великим чудом в отношении его, и не меньшим в сравнении с чудом в отношении оных (слепцов по плоти): потому что и он имел помраченными внутренние глаза сердца, как оный слепец имел помраченными внешние глаза лица: потому что и он, как повествует евангельская история, отнюдь не мог видеть Иисуса; освободился же и он от духовного помрачения, прозрев по единому слову Того, Кто в начале единым словом установил свет и осиял всю чувственную (принадлежащую к материальному миру) тварь. Потому что, как некогда, прежде чем. Бог сказал: «Да будет свет: и бысть свет» (Быт.1: 3), мрак был над бездной, так и теперь, прежде чем. Господь сказал Закхею: «Днесь в дому твоем подобает Ми быти» (Лк.19: 5), страшный мрак сребролюбия, давя, лежал на его душе: потому что мысли его всецело вместе с золотом были зарыты в темных местах, где сребролюбцами запрятывается золото и серебро: — «Идеже бо есть сокровище твое [3], ту будет и сердце твое» (Мф.6: 21), говорит Господь.

2. Итак, сначала рассмотрим, что говорит про него евангельское повествование [4]. «Во время оно вшед. Иисус, прохождаше Иерихон». В какое это «оное время»? — Тогда, когда Он очистил [5] прокаженных, когда просветил слепцов [6], когда, в результате их рассказа, со множеством других Он и Закхея привлек к желанию Его увидеть. Итак, «Вшед. Иисус, прохождаше Иерихон»; — не только Иерихон, но Иудею и Галилею, и вообще — всю землю Он проходил: потому что Он не пришел для того, чтобы здесь оставаться телесно, хотя, как Он соблаговолил, ради нас Он восприял наше тело, — но чтобы пройти (нашу землю) и взойти на небо, откуда Он и сошел, совознося с Собою наше смешение [7] и поставляя его выше всякого начала и власти; но и для пользы учения Он, обходя, проходил все места Палестины. Потому что, как в начале мира, весь дневной свет собрав в один диск и поставив солнце быть царем дня, Он не допустил ему стоять на месте, но сделал так, чтобы оно обходило мир, так полноту Божества собрав в теле и Самого Себя явив Царем всего мира, — Царем воистину земным и небесным, видимым и невидимым, страшным и присносущным, Он не допустил Себе оставаться на одном месте, но благоволил обходить землю, пока не совершит спасение — незыблемое и неразрушимое — посреди земли, как это предвозвестил Давид, говоря: «Бог. Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли» (Пс. 73: 12): потому что, обходя ее, Господь соделал спасение. Поскольку же солнце не вообще обтекает все небо, но лишь самую центральную часть оси [8], так и Солнце Правды Христос (Мал.4: 2), обходя центральную часть вселенной — насколько это было необходимо — проходил эти места сей зоны, и таким образом, входя, проходил Иерихон.

3. «И се», говорится в Евангелии, — «муж нарицаемый Закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат: и искаше видети Иисуса, Кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом (ростом) мал бе» (Лк.19: 3). И не только мал был, но и далек был от Иисуса: потому что если бы он приблизился, то хотя и был невысокого роста, все же не лишился бы лицезрения Христа. Я же думаю, что Божественная сила Иисусова неизреченным образом его манила и побуждала следовать: потому что он тяготел (ко Христу), поскольку имел добрый нрав и душу восприимчивую к добродетели, и поэтому горячо желал и стремился увидеть Иисуса, но был не допускаем к этому Божественной силой, как человек предавший себя вещам противоположным. Христову образу жизни, именно — мытарству и богатству, что, думаю, и Евангелист в кратких словах дает понять разумевающим, как бы выражая некоторое удивление в отношении его, сказав. «Вот — некто по имени Закхей», словно держимого в сетях зла представил его. — «И он был начальник мытарей и человек богатый». Потому что это выражение: «Се — муж, говорится в отношении людей достойных упоминания и исключительных [9]. И, то, что при этом упоминается имя этого человека, говорит в пользу такого толкования: потому что он не принадлежал к числу таких людей, о которых говорит Давид: «Не помяну имен их устнама моима» (Пс. 15: 4). То, что Евангелист свидетельствует, что тот не только был мытарем, но и — начальником мытарей и поэтому человеком богатым, этим он показал, что он был весьма выдающимся человеком в отношении зла. Но поскольку Закхей был низкорослый и далеко находился, так что не мог видеть Иисуса, то «предитек», говорится, «возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити». Посмотри на силу его желания и заключи на этом основании об образе его действия: потому что хотя он не мог пробиться в толпе, он не отступил, — лучше же сказать: отступил и бежал, — но не от своего желания, а от толпы; и, забежав вперед, взлез на смоковницу, выросшую при дороге, чтобы оттуда увидеть Желанного.

4. Итак, он мудро и боголюбиво поступил таким образом, движимый сильным стремлением и опережая по дороге и вздымаясь на крыльях сильного желания и поднимаясь на дерево. Что же (сделал) Иисус, Воипостасная Премудрость Безначального Отца, говорящий чрез Соломона: «Аз любящия Мя люблю; любящии [10] же Мене обрящут благодать» (Притч.8: 17), «Который и на стезях показуется им благоприятно» (Прем.6: 16)? — Упреждает Закхея и видит первый его, и обращается к нему и возвещает ему, что придет в его дом. Потому что, «яко прииде Иисус», говорит Евангелист, «на место» — (очевидно то место, где смоковница словно некий небесный плод носила на своих ветвях Закхея, по причине его богодухновенного желания) [11], «воззрев виде его, и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти» (ст.5). Мне кажется, что Иисуса, скромно шествующего и ничем не выделяющегося из множества (окружающих Его), не легко было и узнать среди толпы для тех, которые Его раньше никогда не видели; но даже и с возвышения трудно было увидеть Его в лицо, поскольку Он привлекал к Себе множество людей (толпившихся вокруг. Него). Посему Видящий людские сердца и знающий сердечное желание Закхея, взирает на верх и обращается и по имени зовет его, того, которого Он раньше никогда не видел телесными глазами, — дабы человеколюбиво представить Себя его лицезрению и ласково дать Себя познать ему и явить, что он не только любящий, но и любимый (Им) [12]. Еще же велит ему поспешить идти домой, чтобы и исполнить и приять результаты своего боголюбия от Дарующего сверх-обильно то, что мы просим или имеем в уме.

5. «Он же потщався, слезе, и прият Его радуяся» (ст.6). Потому что если прежде чем увидел Христа, он бежал, чтобы увидеть Его и все сделал, чтобы добиться этого, то ужели, после того, как он увидел и лично услышал и к тому же получил такое (милостивое) обещание, он не проявил бы поспешность и тщание? Итак, поелику, он увидел, что обещание (данное ему Спасителем) исполнено на деле, то он возрадовался, становясь единым с Любимым и (сам) становясь уже источником великих милостей; видящие же, не видя с разумением (происшедшей в нем перемены), «роптаху на Иисуса, гдаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати» (ст.7) [13]. Но Мытарь, соревнуясь с Тем, Кто не только плотию сошел до нас, но, по неизреченному Своему человеколюбию, и наше поношение отъял, «став, рече Иисусу". Это выражение «стал" является показанием утвержденной воли, решительной и вместе смиренной; итак, став и благодерзновенно заставляя умолкнуть порицающих его, «рече Иисусу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею" (ст.8), и таким образом явив себя справедливым (или: праведным), он этим свел на нет порицание роптавших на Господа и говоривших, что Он зашел к грешному человеку"; потому что, воздав вчетверо то, что полагалось обидимым, как это требовал Закон (Исх. гл.22), он этим «уклонился от зла», раздав же половину своего имущества нищим, он этим «сотворил благо» и во всем явил себя очищенным. Поэтому Господь сказал Фарисеям: «Обаче от сущих дадите милостыню: и вся чиста вам будут» (Лк.11: 41); теперь же, таковыми его делами всенародно подтвержденный в Своей правоте («эпипсифизоменос») и представляя на основании сего Свою защиту против ропчущих на Него: «Днесь», говорит, «спасение дому сему бысть, зане и Закхей [14] — сын Авраамль есть», как ставший ныне верный, как праведный и страннолюбивый и нищелюбивый, — «прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго» ст.9–10); напрямик говоря ропчущим на Него: Я вошел отдохнуть у грешника, но (сделал Я это для того) чтобы изменить его и спасти, явив его вместо сребролюбца — боголюбцем, вместо неправедника — праведником, вместо негостеприимного — страннолюбивым, вместо бесчувственного — милостивым, — что видите: уже и произошло.

6. Но воззрите все на Закхея: как он возлюбил и взыскал Христа, и как, в свою очередь, стал возлюблен Господом и призван и близок Христу. Поэтому, если кто — мытарь или начальник мытарей, на основании же сего злостным образом разбогатевший и неправедным образом собирающий (богатство), пусть таковой подражает путю ко спасению, которым прошел сей начальник мытарей (Закхей), и благородным образом пусть воздаст (обидимым) и расточит то, что злостным образом собрал. Если кто потерпел разграбление своего имущества или так или иначе бедствует, пусть, радуясь, благодарит: потому что он — богат спасительной нищетой; лучше же сказать: пусть сам сделает ее спасительной тем, что благодарит Бога за свою нищету, к которой и богатый мытарь прибегши, радостно спасся, как ныне вы о нем слышали. На этом кончается сия евангельская история.

7. Переводя же мысль к дальнейшему смыслу, напрягите ваше внимание к последующему. — Поскольку Закхей в перевод означает «оправданный», то мне на этом основании представляются объявляющие себя праведниками Фарисеи, которые, в действительности, вели себя как мытари, как говорит Господь в Евангелиях, — «поедая дома вдов и лицемерно долго молясь» (Мф.23: 14). Итак, когда из таковых людей кто пожелает познать истину, он взыскует увидеть и познать (ее), как и Закхей искал Иисуса: потому что Он есть Истина; бессильный же, как малый (духовно) и несовершенный, он, по примеру малого ростом. Закхея, возводит свои мысли на смоковницу: — педантизм. Закона и иудейских обычаев, — думая оттуда почерпнуть теоретическую и практическую истину. Видя же его добрую цель и любовь его к истине, Господь, как бы проходя тогда по пути предписанного Законом образа жизни, открывает Себя ему и обращается к нему с призывом и велит ему слезть со смоковницы, т.е. оставить Закон, не приносящий никакого большего плода, и проявить тщание в отношении благодати и образа жизни, указанного в Евангелии, благодаря чему возможно принять в себе Бога и стяжать спасение. Итак, оказавший послушание Слову, учащему и призывающему, как напр. Апостол Нафанаил (потому что и его первый увидел Христос, бывшего под тенью смоковницы Ин.1: 49), т.е. живущего под тенью Закона [15] или великий Павел (потому что и его, «по правде законней», как сам он пишет, «бывша непорочна» (Фил.3: 6), Христос первый провидел и призвал [16]… Итак, если кто таким образом окажет послушание Слову, призывающему и учащему, тот в прямом смысле слова становится Закхеем, и половину раньше принадлежащих ему учений Закона оставляет нищим. Иудеям, как то: образ мышления, обрезание, субботствование, погружения, кровавые жертвы и, одним словом, все присущее низменной букве. На основании же слов Закона, а также и возвещений, представляя и доказывая, что Иисус есть Христос, Единородный Сын Божий, и если кого когда-либо из верных обидел, называя его неверным, или как таковому безбоязненно сделал зло, он многократно возмещает, служа множеству верных, а множество неверных приводя к вере во Христа [17]. Вот, вкратце мы представили и аллегорию.

8. Но поскольку Закхей раньше, как говорит Евангельское повествование, был сребролюбивым (потому что он и собрал золото на основании мытарства и, богатея, удерживал его у себя) [18], а затем стал нищелюбивым; лучше же сказать: сам стал добровольно нищим и бедняком: одно раздав, другое возместив, то будем ли хвалить добродетель или же порицать зло? — Потому что размер беседы не позволяет нам сделать и то и другое. Но поскольку слово — ради нас здесь присутствующих, а из них я не знаю, кто был бы добровольным обладателем бедности, в то время как почти все мы подвержены сребролюбию, то, давайте, кратко и соразмерно времени говоря о сребролюбии, обнажим тот вред, который бывает от него; вас, что касается и нас, освобождая от сего. Сребролюбие является причиной всех зол, корыстолюбия, скупости, скаредности, черствости, неверия (или: вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или: агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками; по причине сребролюбия происходят грабежи храмов, грабежи на дорогах и, можно сказать, всякий вид воровства: по причине сребролюбия существуют не только грабители при дорогах и разбойники и пираты, но и в городской среде — жульнические гири и жульнические весы и двусмысленные меры и чрезмерное опиливание серебра и фальшивомонетчество, нарушения рубежей, злые соперничества между соседями; оно на классы разбило народ и разлучило друзей, и разрушило всякую родственность; по причине сребролюбия случалось, что люди и свое отечество предавали и изменяли своему войску; неправедный судья предавал закон; свидетель — истину; и прежде всего, каждый из них предал свою душу. Таким образом, по слову божественного Апостола: «Сребролюбие есть матерь и корень всех зол, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (2Тим.6: 10).

9. Но задумайтесь с вниманием над словами Апостола: не говорит он, что «богатые» уклонились от веры, но — «предавшиеся сребролюбию»; как и в ином месте он говорит, что «Желающие обогащаться впадают в искушения и в диавольскую сеть» (2Тим.6: 9 парафр.). Итак, не говорите: «Мы, в большинстве — бедные люди; и зачем ты говоришь против сребролюбия нам, у которых почти и нет денег?» — Я это говорю [19] по той причине, что вследствие вожделения (денег), мы имеем в душе недуг и нуждаемся в излечении его. Если же ты говоришь, что ты не болен этим недугом, то докажи это на деле, не ища освободиться от бедности, но ставя ее желаннее и выше богатства, но радуясь ей и благодаря. Бога, как соделывающего [20] тебе более легкий путь ко спасению. Если же кто — богатый, пусть услышит он, что трудно богатому войти в царство небесное (Мк.10: 23), но пусть знает, что и Авраам был богатым, но спасся (потому что он был гостеприимным и нищелюбивым, но не — сребролюбивым) [21]; и Иов, испытанный и богатством и нищетою, некогда был богатым и при этом говорил о себе: «Аще вчиних злато в крепость мою, аще же и возвеселихся, многу ми богатству сущу?» (Иов. 31: 24–5) [22]. Следовательно страсть к богатству является злом, чем, если не внемлет себе, безрассудно страждет и бедный и богатый. Поскольку же случается, что дурное богатство идет в паре с еще более дурным спутником: — высокомерием и надеянием на богатство, то посему в Послании к Тимофею божественный Павел говорит: «Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога» (1Тим.6: 17): потому что смирение в людях свидетельствует о познании истины; гордящийся же на основании богатства, которое более чем все иное у нас, является поистине земным делом, и надеющийся на него, воистину является безрассудным человеком и отнюдь не неподобным тем богачам, которых Господь представил для сравнения: из которых один, имея у своих внешних ворот лежащего Лазаря, из надменности даже не взглянул на него; другой же, беседуя со своею душою относительно тех благ, которые еще весьма прибавились к тем, которые он уже собрал, всю свою надежду полагал на свое богатство; поэтому первого восприял неугасающий огонь; от второго же неумолимо потребовали его душу. Видите ли конец тех, которые привержены богатству? Поэтому Давид говорит: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61: 11); а Соломон говорит: «Надеяйся на богатство свое, сей падет» (Притч.11: 28); а в другом месте опять он же сравнивает с адом и гибелью жажду наживы, говоря: «Ад и погибель не насыщаются: такожде и очи неразумных» (Притч.27: 20) [23]. Господь же говорит: «Горе вам богатящимся! [24] Горе вам насыщенным» (Лк.6: 24).

10. Но мы, братие, будем богатеть в добрых делах; из того имущества, которое имеем, насытим чрева бедняков, дабы нам удостоиться и обещанного возвещения [25] и благословения, и наследовать царство небесное, которое да будет всем нам получить благодатию и человеколюбием. Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава, держава, величие же и великолепие со Безначальным. Его Отцем и Животворящим. Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Примечания:
1. По изданию Софолка Иконома числится за №62, стр. 269–279.
2. Увы, эта омилия Св. Григория не дошла до нас.
3. Ориг. — «ваше».
4. Лк.19: 3 и сл.
5. Т.е. исцелил.
6. Т.е. даровал прозрение.
7. «Смешение» или «состав» — т.е. наше человеческое тело, которое Богочеловек приял в Воплощении.
8. Ориг. — «зодиака».
9. Ориг.: «не к числу многих причисляемых».
10. Ориг.: «ищущии».
11. Желания видеть Господа Иисуса; скобки принадлежат оригиналу.
12. Ориг.: «явить не только любящего, но и любимого»; на основании предыдущего и последующего текста можно заключить, что это относится к Закхею. который не только возлюбил Господа Иисуса, но и сам явился возлюблен для Него.
13. Ориг.: «роптали, говоря, что Иисус зашел к грешному человеку».
14. Рус. пер.: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто».
15. Скобки принадлежат оригиналу.
16. Скобки принадлежат оригиналу.
17. Вероятно Св. Григорий видел перед своими глазами подобные случаи обращения ученых иудеев к Христовой вере.
18. Скобки в оригинале.
19. «Я это говорю» — внесено нами.
20. Согласно разночтению.
21. Скобки в оригинале.
22. Русский пер.: «Полагал ли я в золоте опору мою, радовался ли я, что богатство мое было велико».
23. Ориг.: «Ад и погибель — ненасытимы: так ненасытимы и глаза человеческие».
24. В Евангелии: «Горе вам богатым!»
25. В тексте отсутствует указание, какие слова Спасителя имеет ввиду Св. Григорий.


 Христианский портал My studies