Свт. Григорий Неокесарийский. На Благовещение Всесвятой Богородицы Девы Марии. Беседа 3.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека
 

Св. Григорий Неокесарийский
Беседа 3
На Благовещение Всесвятой Богородицы Девы Марии

 
Творения святаго Григория Чудотворца, епископа Неокесарийскаго. / Пер. проф. Н. Сагарды. – Петроград: Типография М. Меркушева, 1916. – С. 146-150.
Источник в интернет: http://www.russportal.ru

Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не беседовал более с женою. В шестой месяц, — говорит, — послан был ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу (Лук. 1, 26-27). Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил, неся Адаму запись о воззвании. Послан Гавриил к Деве, чтобы безчестие жены изменить в честь. Послан Гавриил, чтобы чистому Жениху уготовать достойный чертог. Послан Гавриил обручить создание с Создателем. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя ангелов. Послан Гавриил к Деве, обрученной Иосифу, но соблюдаемой для Иисуса Сына Божия. Послан раб безтелесный к Деве нескверной. Послан свободный от греха к невосприимчивой к тлению. Послан светильник, возвещающий Солнце правды. Послан утренний свет — предтеча дневного Света. Послан Гавриил, проповедующий Того, Кто и в лоне Отца и в объятиях Матери. Послан Гавриил, показующий Того, Кто на престоле и в вертепе. Послан воин, возглашающий тайну Царя, — тайну — говорю, — разумеваемую верою, но не изследимую любопытством, тайну поклоняемую, но не взвешиваемую, тайну, о которой можно богословствовать, но не измерять.

В шестой месяц послан был Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? — В какой? В тот, с котораго Елисавета приняла благовестие, с котораго зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам ангел, говоря к Деве: вот, — говорит, — Елисавета, родственница Твоя, и она зачала сына в старости своей; и вот месяц шестой ей, называемой безплодною (Лук. 1, 36). В шестой месяц, — следовательно, в шестой зачатия Иоанна. Ибо надлежало, чтобы прежде пришеле воин; надлежало, чтобы предварил оруженосец; надлежало, чтобы предшествовал вестник Владычняго пришествия.

В шестой месяц послан был ангел Гавриил к Деве, обрученной мужу, — обрученной, но не сопряженной, — обрученной, но соблюдаемой. Для чего — обрученной? Чтобы разбойник не узнал скоро тайны. Ибо, что чрез Деву придет Царь, это знал лукавый, так как я сам он слышал слова Исаии: се Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14), и естественно постоянно наблюдал за этим изречением о Деве, чтобы устроить безславие, когда станет исполняться это таинство. Поэтому Господь, чтобы скрыть [тайну] от лукаваго, пришел чрез обрученную, ибо обрученная уже связана обетом [замужества].

В шестый месяц послан был Гавриил к Деве, обрученной мужу, которому имя Иосиф. Послушай, что говорит пророк об этом муже и Деве: Дана будет эта запечатанная книга мужу, ведущему писания (Ис. 29, 11). Что это за книга запечатленная, если, конечно, не непорочная Дева? Кем будет дана? Ясно, что священниками. Кому именно? Плотнику Иосифу. Итак, когда священники, сочетав Марию Иосифу, как целомудренному, вверили ему, выжидая времени брака, он, принявши, должен был соблюдать Деву в неистлении. Это задолго предвозвестил пророк: дана будет эта книга запечатанная мужу, ведущему писания, и он скажет: не могу прочитать. Почему же не можешь, Иосиф? Не могу, — говорит, — прочитать, ибо книга запечатана. Для кого она соблюдается? Она сохраняется для Зиждителя всяческих в жилище. Но возвратимся к своему предмету.

В шестой месяц послан был Гавриил к Деве. Он без сомнения получил такия повеления: иди, архангел, будь слугою страшнаго таинства, сокровеннаго, послужи чуду. Моим состраданием Я побуждаюсь снизойти для взыскания заблудшаго Авраама. Грех сделал ветхим созданнаго по Моему образу и повредил творение рук Моих, помрачил красоту, которую Я создал. Волк опустошает Мое стадо. Райское жилище опустело. Древо жизни охраняется огненным мечем, заперто место наслаждения. Я смилостивился над завоеванным и хочу схватить врага. Но Я хочу скрыть от всех небесных сил, — тебе одному только поверяю тайну. Шествуй же к Деве Марии. Отыди к одушевленному граду, о котором пророк говорил: славное возвещается о тебе, град Божий (Псал. 86, 3). Отыди к моему разумному раю. Отыди к вратам востока. Отыди к жилищу, достойному Моего Слова. Отыди ко второму на земле небу. Отыди к легкому облаку, возвести ему дождь Моего пришествия. Отыди к уготованному для Меня святилищу. Отыди к храму Моего вочеловечения. Отыди к чистому чертогу Моего плотского рождения. Скажи в уши разумнаго кивота, да уготовает Мне входы слуха. Но не смути и не разстрой души Девы. Прилично предстань пред святилищем; прежде всего возопий ей глас радости. Ты скажи Марии: радуйся, благодатная (Лук. 1, 28), чтобы Я умилостивился над бедствующей Евой.

Ангел выслушал это и, вероятно, размышлял сам с собою: необыкновенное это дело; превосхóдит разумение то, что сказано мне. Страшный для херувимов, на Котораго не могут взирать серафимы, непостижимый для всех ангельских сил, обещает отроковице особенное событие, возвещает Свое личное пришествие, лучше же сказать — обещает вхождение посредством слуха. И осудивший Еву не поспешает ли столь много прославить ея дочь? Ибо Он говорит: уготовай мне входы слуха. Но может ли чрево вместить Невместимаго? Схрашно поистине это таинство!

Когда ангел размышлял об этом, Владыка говорит ему: что смущаешься и изумляешься, Гавриил? Не был ли ты недавно послан Мною к священнику Захарии? Не дал ли ты ему благовестия о рождении Иоанна? Не наложил ли ты на неверовавшаго священника наказания молчанием? Не осудил ли ты старца на безмолвие? Не ты ли предвозвестил, а Я подтвердил? Не последовало ли дело за твоим благовествованием? Не зачала ли неплодная? Не повиновалась ли утроба? Не удалилась ли болезнь безплодия? Не отбежало ли бездействие природы? Не сделалась ли ныне плодоносящею та, которая прежде была неплодною? Разве изнеможет у Меня — Создателя всяк глагол (Лук. 1, 37). Итак, почему ты охвачен сомнением? Что же опять ангел? Владыко, исцелить недостатки естества, прекратить бурю страданий, омертвевшие члены воззвать к жизненной способности, повелеть естеству проявить силу деторождения, уничтожить неплодство в вышедших уже за установленные пределы членах, состаревшийся стебель превратить в зеленеющий вид, безплодную ниву внезапно показат матерью колосьев, — это дело Твоего могущества, совершаемое обычным образом. Свидетели сему — Сарра и после нея Ревекка, и еще Анна, рабствовавшия тяжкому страданию неплодства, а потом принявшия от Тебя освобождение. Но чтобы родила дева, не вступавшая в брачныя отношения с мужем, это — выше всех законов естества, а Ты возвещаешь Твое пришествие деве. Пределы неба и земли не вмещают Тебя, и как вместит Тебя девическая утроба? И Владыка говорит: каким образом вместила Меня палатка Авраама? Ангел говорит: поелику он имел бездну гостеприимства, Владыко, — там Ты явился Аврааму в лежащей при пути палатке, и Ты прошел ее, как все наполняющий. Но каким образом Мария стерпит огонь Божества? Престол Твой пылает, озаряемый сиянием, — и может ли носить Тебя дева, легко опалимая? И Владыка говорит: подлинно, если бы огонь в пустыне повредил купине, то несомненно повредило бы и Марии Мое присутствие; если же тот огонь, таинственно изображавший явление с неба божественнаго огня, оросил купину, а не сжег, то что ты можешь сказать о самой истине, сходящей не в пламени огненном, но в виде дождя?

Тогда, наконец, ангел исполнил повеленное и, войдя к Деве, воскликнул к ней, говоря: радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Диавол уже не против тебя, ибо где прежде враг нанес рану, там впервые теперь врач наложил спасительное врачество. Откуда вышла смерть, там жизнь устроила свой вход. Чрез жену разливается зло, чрез жену источается и благо. Радуйся, благодатная. Не стыдись, как виновница осуждения, ибо ты делаешься матерью осудившаго и искупившаго. Радуйся, непорочная родительнина Жениха, когда мир пребывал во вдовстве! Радуйся, в утробе своей потопившая смерть матери! Радуйся, одушевленный храм Божий! Радуйся, равночестное неба и земли жилище! Радуйся, пространное вместилище невместимаго естества.

При таких обстоятельствах явился чрез нее немощным Врач, сидящим во тьме — Солнце правды, для всех обуреваемых — якорь и безопасная от бурь пристань, для непримиримо ненавидимых врагов родился Владыка и союз мира, пленных рабов посетил Избавитель, для подвергающихся нападению явился мир. Ибо Он есть мир наш (Ефес. 2, 14), которым да насладимся все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава, честь и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.