Св. Григорий Неокесарийский
Слово на Богоявление
в сокращении
Текст приводится по изданию: Избранные
проповеди святых отцов Церкви и
современных проповедников. Благовест, б/г.
Репринт:Сборник проповеднических образцов (проповеди
свято-отеческия и церковно-отечественныя).
В двух частях. Составил преподаватель
Донской Духовной Семинарии Платон
Дударев. Второе издание, исправленное и
дополненное. СПб.: Издание И.Л.
Тузова, 1912. С.18-21.
Мужи, возлюбленные Христу и любящие общение и
братство! Удостойте и ныне благосклонного вашего
внимания мою беседу и, отверзши слух свой, как бы некие
двери, примите слово мое и внемлите моей спасительной
проповеди о крещении Иисуса Христа, совершившемся на
реке Иордане, дабы вам сильнее возлюбить Господа,
нисшедшего к нам до такой степени. Хотя торжество
богоявления или откровения Спасителя нашего прешло
уже, но благодать его всегда пребывает. Посему
постараемся ею насытить и усладить ненасытимые сердца
(в делах спасения такая ненасытимость похвальна). Итак,
прейдем все из Галилеи в Иудею и изыдем вместе со
Христом, ибо блажен тот, кто шествует вместе с Путем
жизни. Изыдем и мысленными стопами достигнем Иордана,
чтобы зреть, как Тот, Кто не имеет нужды в крещении,
крещается от Иоанна Крестителя, дабы даровать нам
благодать крещения. Изыдем и узрим образ нашего
возрождения, который напечатлелся в сих водах.
Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну
креститися от него (Мф. 3, 13). Какая кротость и
смирение Господа! Какое снисхождение! Небесный Царь
приходит ко Иоанну - Своему предтече, не будучи окружен
воинством ангельским и не предпосылая пред Собою
вестников, т. е. бестелесных сил, но подобно простому и
обыкновенному воину Он приходит к собственному Своему
воину, приступает к нему, как бы кто-нибудь из среды
простого народа, в числе пленников обретается
Искупитель их и Судия, к погибшим овцам присоединяется
добрый Пастырь, который ради заблудшей овцы нисшел с
неба и между тем не оставил неба, с плевелами смешалась
небесная пшеница, произросшая без человеческого
семени. Иоанн Креститель, увидев Его, узнал, что это
действительно Тот самый, Которого он исповедал и
почтил, быв еще во чреве матери, ради Которого он так
рано, преступив пределы естества, взыгрался в матерней
утробе. Иоанн сказал Ему: аз требую тобою креститися,
и ты ли грядеши ко мне (Мф. 3, 14)? Что делаешь Ты,
Господи? Для чего превращаешь порядок вещей? Для чего
наравне с рабами от раба Твоего просишь того, что
свойственно рабам? Для чего желаешь получить то, в чем
не имеешь нужды? Для чего Ты меня, Твоего раба,
подавляешь столь великим снисхождением и смирением?
Аз требую тобою креститися, но Ты не имеешь нужды
креститься от меня. Меньшее благословляется от
большего и сильнейшего, а не большее благословляется и
освящается от меньшего. Светильник возжигается от
солнца, а не солнце воспламеняется от светильника.
Глина получает образование от скудельника, а не
скудельник от глины. Тварь обновляется Творцом, а не
Творец управляется тварию. Больной врачуется от врача,
а не врач принимает наставления от больного. Бедный
берет взаим у богатого, а не богатый у бедного. В
подобном же роде объясняется и далее речь Крестителя и
обращения его к Спасителю в тоне недоумения и
благоговения пред Ним, как истинным богочеловеком,
Творцом неба и земли.
Но Иисус в ответ сказал Иоанну: остави ныне, тако бо
подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3, 15). Остави
ныне: умолкни, о, Креститель! И дай действовать Мне.
Научись желать того, чего желаю Я. Научись послужить
Мне в том, к чему Я обязываю тебя, и не углубляйся
чрезмерно в испытание того, что Я хочу сделать. Остави
ныне. Не проповедуй еще о Моем божестве, не возвещай
еще твоими устами Моего царства, дабы тиран, узнав о
сем, не оставил своего намерения, которое он принял
против Меня. Позволь диаволу приступить ко Мне так же,
как он приступает к простому человеку, позволь ему
сразиться со Мною, дабы он мог получить себе должную
язву. Дай Мне исполнитьМое намерение и желание, для
которого Я пришел на землю. Таинство и сокровенно то,
что ныне совершается на Иордане. Сокровенно здесь то,
что Я делаю сие не для Своей нужды, а для уврачевания
уязвленных. Таинственно и сокровенно то, что в сих
водах, возрождающих человечество, еще прежде указаны
потоки небесные. Остави ныне. Когда увидишь, что Я, как
Бог, буду действовать в Своих творениях по Своему
произволению, тогда прославь то, что уже совершено.
Когда увидишь, что Я очищаю прокаженных, то проповедуй
обо Мне, как о Творце природы. Остави ныне, тако бо
подобает нам исполнити всяку правду. Я законодатель и
Сын Законодателя, и потому Мне прежде всего нужно
самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду
являть опыты Моей власти. Мне должно прежде исполнить
закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно
положить конец ветхому завету, и потом уже
проповедовать новый, начертать его на сердцах
человеческих, скрепить Моею кровию и запечатлеть Моим
духом. Мне должно взойти на крест и на нем
пригвоздиться, претерпеть в этом естестве все, что
только оно может претерпеть, Моими страданиями
уврачевать страдания других и древом исцелить ту язву,
которая нанесена людям посредством древа. Крести Меня,
Который водою, Духом и огнем имею крестить верующих
водою, которая может омыть греховные нечистоты Духом,
который может соделать земных духовными огнем,
который может попалить терние беззаконий.
Выслушав сие, Креститель, обратив внимание на цель
спасения и уразумев таинство, покорился божественному
велению (ибо он был вместе и благочестив и послушен, и
простерши с радостию и трепетом свою десницу, крестил
Господа. Когда же иудеи, стоявшие вблизи и в отдалении,
помышляли и говорили сами с собою: разве мы напрасно
думали, что Иоанн более и совершеннее Иисуса? Разве мы
несправедливо полагали, что первый важнее последнего!
Не свидетельствует ли самое крещение Крестителево,
что сей: более того? Не крещает, ли Его сей, как
превосходнейший Его? а Тот не крещается ли от сего, как
низший! Когда таким образом размышляли сами с собою
люди, не понимавшие таинства смотрения Божия! Тогда
Тот, Кто един есть Господь и по существу Отец
Единородного, кто един подлинно и совершенно знал Того,
Которого родил един без страдания и возмущения, Сам,
говорю, Отец исправляя ложное мнение иудеев, отверз
врата небесные и ниспослал на главу Иисуса Духа
Святого в виде голубя, как бы перстом указуя новаго Ноя
и Творца Ноева и мудрого кормчаго для естества,
подвергающагося опасности кораблекрушения, и Сам
возгласил с неба, ясно говоря: сей есть Сын мой
возлюбленный (Мф. 3,17), Сей - Иисус, а не Иоанн, Тот, Кто
крестился, а не тот, кто крестил! Тот, Кто родился из
Меня прежде всех времен, а не тот, кто родился от
Захарии! Тот, Кто по плоти родился от Марии, а не тот,
что произошель от Елисаветы, сверх ея ожидания! Тот,
Кто не нарушив девства и без всякого человеческаго
участия произрос, как плод, а не тот, кто разрешив
неплодство, произрос, как отрасль. Тот, Кто обращался с
вами, а не тот, кто воспитывался в пустыне. Сей есть Сын
мой возлюбленный, о немже благоволих. Сын единосущный,
а не другого естества, единосущный Мне потому, чего вы
не можете видеть, и единосущный вам потому, что вы
видите, кроме греха. Это Тот, Который вместе со Мною
сотворил человека. Сей есть Сын мой возлюбленный о
немже благоволих. Не иной есть Сын Мой и иной Сын Марии,
но Сей Самый есть Сын Мой возлюбленный, Который зрится
очами и постигается умом. Сей есть Сын мой
возлюбленный, о немже благоволих, того послушайте.
Если
Он скажет: Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30), слушайте.
Если Он скажет: видевый мене, виде Отца (Ин. 14, 9),
слушайте Его. Если Он скажет: пославый мя болий мене
есть (Ин. 14, 28), покоряйтесь Его слову. Если Он
вопросит: кого мя глаголют человецы быти, Сына
человеческаго? Вы отвечайте Ему: ты еси Христос,
Сын Бога живаго (Мф. 16, 13,16).
Когда услышаны были с неба такие слова, то род
человеческий просветился и узнал различие между
Творцем и тварию, между царем и воином, между
художником и его произведением и, утвердившись в вере,
люди посредством Иоаннова крещения пришли к Тому, Кто
крестил Духом и огнем, т. е. ко Христу, истинному Богу
нашему, с Которым Отцу вместе со Пресвятым и
Животворящим Духом да будет слава ныне и всегда во
веки веков. Аминь.
Об авторе
наверх
|