Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 1

I. Начало (1,1–34)

 

Слово стало плотию

1,1–18: Восхваление Бога от начала всех начал к Его величию (пролог, прелюдия, начало). Начало подобно песне (гимну). Возможно, Иоанн использовал песню первых христиан (как в Рим. 11,33–36; Фил. 2,5–11 и др.). Вероятнее всего, Иоанн сам написал её. Во-первых, потому что она содержит в себе всю полноту Евангелия от Иоанна с самого его начала в подчеркнутой им христианской неповторимости: Бог, Слово вечное, ставшее человеком (плотию) (14). Во-вторых, песня сознательно прерывается историческими событиями (6–8; 15). Благовестив не является глубокомысленным сочинительством, а отражает историческую действительность. Согласно все, четырем Евангелиям, христианство начинает свое происхождение со времен деятельности Иоанна Крестителя. Пролог состоит из трех частей: Слово и Бог (1–5); Слово и мир (6–13); Слово и Церковь (14–18). Необходимо обратить внимание на стиль, характерный для свидетеля: «мы» — («нас») (14–18). Начало (1–2) напоминает гимн в Быт. 1; слова творить (3), жизнь, свет (4) тьма (5), Слово (1.14), а также Он Иисус Христос (10–12.17) и единородный (досл. «единственно рожденный») Сын (14.18) говорят о том, что: 1. Он есть прежде (!) всего творения; (2), следовательно не из мысли, и не по образу и подобию людей возникший, а из ипостаси Божией (Евр. 1,1 и посл.; Кол. 1,15–17). 2. Он есть Слово, все создающее; (3) Он является создателем миров и их правителем и нет ни других, противостоящих Ему сил, как считают язычники, ни другой материи, энергии или случайности, как предполагали мудрецы всех времен и народов. 3. Он есть Слово, продолжающее действовать (9–12; 5,17; Еф. 1,11.19–22; Пс. 138,14- 16), и творение, имеющее свое продолжение. «Создал… и поддерживает» (Лютер). 4. Он есть Слово, дающее свет, жизнь и спасение (12 — 13); оно указывает путь, ведущий от творения к новому творению, к становлению детьми Божиими (13; см. комментарий на 3,3!). 5. Он олицетворяет Собой присутствие Бога (14), Он есть истинный человек с плотию, душой, подверженный искушениям (Евр. 4,15), даже в смерти. И одновременно — истинный Бог. Он — центр Евангелия во всем его глубочайшем и высочайшем смысле (Ис. 40,1 и посл.)! Он — слава — см. комментарий на 17,1.4! 6. Слово и мир (5.9- 11): мир по-гречески означает космос, мироздание, мир людей и ветречается в Новом Завете 180 раз, в писаниях Иоанна -100, у евангелистов Матфея, Марка и Луки — 14 раз. Космос стал из-за греховности человека творением бедствующим, наполненным страхом, бренным и падшим. Под влиянием «князя мира сего» (см. комментарий на 12,31 и посл.) творение это становится враждебным по отношению к его Создателю, Обладателю (11) и к Слову, посланному для спасения, и на любовь оно отвечает ненавистью (см. комментарий на 15,18–19). Ученики Иисуса находятся в мире, но горе им, если мир находится в них (1 Иоан. 2,15)! «Уже в прологе речь идет о кресте» (Шнивинд). Светит, просвещает (5.9): пока ещё дано нам в настоящем, но однажды будет окончательно прошлым в Его пришествие. Не понять, не познать, не принять (5.10–11), т.е. не верить, со всей определенностью относится к слову вce (7.9.16; см. комментарий на 5,23); всех (см. комментарий на 12,32!). Решение служить Христу приводит с усыновлению Богом: стать (12; Рим. 8,14; не «быть»; благодать на благодать (16)!

1,14: Плоть — см. комментарий на 3,6.

1,17: Благодать (см. комментарий на 1 Кор. 1,3) досл. «снисходительная помощь, которая спасает»; истина по-еврейски не: вляется противоположностью лжи, означает реальность Божиего присутствия (см. комментарий на 14,6).

Свидетельство Иоанна Крестителя о самом себе
(Мтф. 3,1–72; Map. 7,7–8; Лук. 3,1–18)
Свидетельство Иоанна Крестителя об Агнце Божием
(Мтф. 3,13–17; Map. 1,9–11; Лук. 3,21–22)

1,19–34: Свидетель и его свидетельство. Слова «свидетель» и «свидетельствовать» встречаются в Новом Завете 46 раз, из них 35 раз в писаниях Иоанна. Во всех случаях свидетель не остается безымянным, анонимным (6.15.19). Иоанн Креститель — см. комментарий на Мтф. 3,1; 4,12. Иоанну, по-видимому, известны: а) официальный допрос Крестителя, проведенный по поручению синедриона (19.23); б) вопросы фарисеев о крещении (24- 28). Иудеями (19) Иоанн часто называет первосвященников, старейшин и весь синедрион (7,26; см. комментарий на Мтф. 26. 59). Пришествие Илии (21) ожидается перед наступлением последнего!времени (Мал. 4,5; Мтф. 11,14). Креститель — пророк последний и величайший (Мтф. 3,1–12; 11,9–15). Согласно Втор. 18,15 ожидается единственный в своем роде пророк (7,40; 6,14; Деян. 3,22).

1,23: Называя себя «гласом» (Ис. 40,3), Креститель исходит не из общеизвестного представления, а из пророческого слова Писания, являющегося обязательным для иудеев. Креститель имел несколько божественных откровений: 1. Знание того, что Мессия уже присутствует среди людей, но остается ещё не узнанным (26). 2. Поручение, указывать каждому, кто исповедует свои грехи (Мтф. 3,7.10–12) посредством предварительного водного крещения, на окончательное, завершающее все крещение Духом и огнем (27.30 и посл.; см. комментарий на Лук. 3,3). 3. Откровение об Агнце Божиим (29.36; см. 1 Пет. 1,19; в Отк.: 34 раза) произошло уже после «допроса» (29.31.33). 4. О пришествии Иисуса в Мих. 5,2; Мал. 3,1–2 Креститель узнает благодаря откровению (15). 5. Тот факт, что Иисус ставит Себя в ряды грешников (Мтф. 3,13–15) и Его слова об этом являются для Крестителя путеводными. Вопреки ожиданиям Крестителя о Судном Дне (Мтф. 3,10–12), ему открывается истина: пришедший ещё не судья, напротив, Он Сам осужден, Он — Агнец Божий (29). Высказывание в Ис. 53 является продолжением пророчества о пасхальном Агнце (Исх. 12). Агнец служит не только искуплением за падший Израиль» (Ис. 53,5.8), но и приносит праведность «многим» трижды в Ис. 52,15; 53,11–12! Ср. Деян. 8,32; Мтф. 20,28; 26,28). Бог ведет пророков и Своих детей (!) постепенно, шаг за шагом, к дальнейшим познаниям. 6. Нисхождение Духа на Иисуса и пребывание Его на Нем есть видение и указание (Дух — см. комментарий на 3,6!). 7. Свидетельство Отца (Мтф. 3,16–17) о Сыне (34). По свидетельству Самого Иисуса, это является откровением и полномочием для Крестителя (Мтф. 21,23–27).

II. Мы видели славу Его (1,35–1,54)

 

Первые ученики

1,35–51: Создается впечатление, что этот раздел специально насыщен контрастами в названиях местностей, в описании действий и бесед в 3,2; 6,2.14.26; 7,31; 11,47; 20,30 упомянуты знамения без их описания!). Слова следовать, приходить, видеть (13 раз), оставаться, найти бpama (5 раз) означают гораздо больше, чем только внешние действия. «Я нашел тебя ещё до того, как ты Меня искал; ты нашел Меня, потому что Я тебя искал» (Августин). Избрание см. 15,16. В стихах 35–51 приводятся основные имена Иисуса, тодчеркивающие Его величие: Агнец Божий (см. комментарий на 29); Равви, т.е. Учитель (Ис. 33,22); Мессия (41; см. комментарий на Мтф. 16,16), о котором писали Моисей (Втор. 18,15; Св. Писание — см. комментарий на 5,39); пророки (45; Иисус часто ссылается: а пророков: 7,38; 12,38 и др.); Сын Божий (34.49; см. комментарий на Мтф. 8,29; 2 Цар. ,14; Пс. 2; 88,27–28; Лук. 1,32); Царъ Израилев (49; 6,15; 19,19; чаще в первых трех Евангелиях); Сын Человеческий (51; см. комментарий на Мтф. 8,20).

1,39: Ступени веры (4,43 и посл.): Придите и увидите (2,11.23; 3,8). 2. Возрождение (3,3). 3. Исполнить волю, следуя за Иисусом (послушание: 3,21.36). 4. Познание (7,17). 5. Не видеть, но все-таки уверовать (10,29).

1,40–42: При первой же встрече не названный по имени (Иоанн), по-видимому, окончательно решил следовать за Иисусом. Напротив, у Петра мы можем насчитать около пяти «обращений» (42; Мтф. 4,18 и посл.; Лук. 5,8–9; ср. согласно Лук. 22,32 и 1 Кор. 15,5 о первой встрече с Воскресшим, неузнанным Иисусом, сообщает и Иоан. 21). Бог действует не по схеме, а влияет на каждого человека индивидуально. О Слове Иисуса, являющимся решающим для Иоанна, о первом Слове Воскресшего, обращенном к Петру (Лук. 24,34; 1 Кор. 15,5), о Слове Иисуса, сказанном Нафанаилу (48- 49) здесь ничего не говорится. «Не раскрывайте корни молодых деревьев» (Ган; см. Рим. 6,5; Кол. 2,7). Андрей приводит людей к Иисусу: не только Петра, но и мальчика с ячменными хлебами, и греков ведет он к Иисусу (6,8–9; 12,22). Симон, сын Иоанна или Ионы (Мтф. 16,17; двойное имя отца или описка?): Иисус сразу же дает ему прозвище Кифа (в греч. Петрус — скала; ср. Авраам Ис. 51,1–2). На первый взгляд вспыльчивый Петр ничего общего со свойствами скалы не имеет. «Иисус видит в человеке то, что Он Сам желает из него создать и создает» (В. де Боор).

1,43–44: Филипп (греч. имя; см. 12,21) — первый, кого Иисус призывает. Его выбор не случаен; Иисус учитывает естественную взаимосвязь: Филипп родом из Вифсаиды (в пер. дом рыбаков), также как Андрей и Петр (позже Капернаум, Map. 1,21.29).

1,45–50: Филипп, «найденный» Иисусом, находит Нафанаили. Филипп мыслит реалистически: Обетованный является сыном Иосифа из Назарета. В ответ на теологические сомнения Нафанаила, он заявляет просто: прийди и увидишь! (6,5.7; 14,8).

1,51: Истин, но, истинно (евр. Аминь). Удвоенно «истинно» встречается только Иоанна (19 раз!) с целью усиления последующего веского слова. Вероятно Иисус завершает этими словам-состоявшийся диалог с Отцом. Кто с Иисусом, тот находится под открытыми небесами (досл. «видеть небес открытыми»). Множественное число указывает на то, что здесь не имеете: в виду земная атмосфера. Как для патриарха Иакова (Быт. 32,10–22), так и для тех, кто с Иисусом, остается в силе благословение отцов и обетование Божие в настоящее время, хранение и водительство Бога.

 


 Христианский портал My studies