Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 10

Пастырь добрый

Употребление слов «Я есмь» (7.14; 6,35.51; 8,12; 11,25; 14,6; 15,1) является особенностью стиля Иоанна (см. введение: особенности). Истинность слов «Я есмь», являющиеся для иудеев и первохристианской церкви в равной мере неслыханными и немыслимыми, подтверждается замечанием Иоанна о том, что некоторые слова Иисуса были поняты учениками только после Его воскресения (напр. 2,22; 7,39; 12,16). Имеющие одинаковый строй предложения слова «Я есмь» встречаются в следующих сочетаниях: «Хлеб жизни» (6,35. 48), «Живой хлеб, сшедший с небес (6,51), «Свет миру, свет жизни» (8, 12), «Я есмь» — без носителя действия (сказуемого) (6,20; 8,28; 13,19), — дверь (10,7.9), пастырь добрый (10,11.14), воскресение и жизнь (11,25), путь, истина и жизнь (14,6) и виноградная Лоза (15,1.5). Следует обратить внимание: 1. В греческом тексте особенно сильно подчеркиваются слова «Я есмь». Они напоминают нам имя Бога-Яхве (см. комментарий на 8,24). В Библии, изданной в Цюрихе, Исх. 3,14 в переводе звучит так: «Я есмь послал Меня к вам». «Я есмь…» в Отк. 1,8 относится к Богу, это же выражение в Отк. 1,17–18 — к вознесенному Иисусу, Сыну Человеческому. Словами «Я есмь» Иисус выражает Свое единство, «личную тождественность» с Богом. 2. Сказуемое в таком предложении не выполняет функцию сравнения, как напр. «Царство Божие подобно…», а является, в большинстве своем, выразителем божественной миссии спасения, деятельности Божией, достоинства Отца и высказыванием о Нем. «Под этим завуалированным названием следует понимать всю деятельность Христа» (Бенгель). Например, при благословении Иакова (Быт. 48,15; 49,24) Бог является «Пастырем Израиля» (Пс. 22; 79,2; Иер. 31,10; Иез. 34,12.31). В Иез. 34; 37,24–25 «раб Давид» называется «Царем и Пастырем» (см. 1 Пет. 5,4 «Пастыреначальник» т.е. Пастырь-Патриарх), а в Иез. 34,17–22 повествуется о суде между козлами и овцами (Мтф. 25,33) и о потерянной овце (34,16; см. Лук. 15,4). Сказанное в Зах. 13,7 Иисус относит к Себе (Мтф. 26,31). 3. У других евангелистов мы также находим выражения, созвучные иоанновым словам «Я есмь». Например, в Мтф. 11,19.28–30; Лук. 7,34.4. В тесной связи с «Я есмь» — словами стоят слова, выражающие действие, поступки: приглашения, обетования, осуждения. Приходящий ко Мне (6,35) — не будет алкать (6,35); верующий (6,35) не будет жаждать (7,37; 4,14); есть хлеб, сшедший с небес (6,50) — не умереть, жить вовек (6,51); есть Мою Плоть и пить Мою Кровь (6,54) — быть воскрешенным в Последний день; пребывать во Мне и Я в Нем (6,56) и др. Все эти слова — носители действий — раскрывают одно единственное слово «уверовать» (см. комментарий на 3,36).

10,1–10: Жизнь пастухов в Израиле. Овцы разных хозяев (пастухов) содержались в огражденных загонах (дворах) под открытым небом (Лук. 2,8 и посл.). Ночью ворота этого двора охранялись придверником (3). По утрам животных выводил на пастбище пастух или получающий за это плату его помощник (наемник; 12; в позитивном значении). Пастух или то помощник и сегодня ещё выводит своих овец весьма неожиданным образом: он зовет и манит принадлежащих ему овец по имени (3). Пастух или помощник идет впереди и ведет их на самые зеленые пастбища и к воде. В горной местности беззащитные по своей природе животные подвергаются опасности со стороны горных львов, медведей и волков (1 Цар. 17,34–37). — Пастыри Израиля: беда Израиля в том, что его овцы без Пастыря (1 Цар. 22,17; Ис. 13,14;«3,6). Поэтому Бог Сам хочет стать Пастырем (Пс. 22; Ис. 40,11) и Израилю дать истинных пастырей (Иер. 3,15; Иез. 34,23).

10,1: Слова воры и разбойники означают продолжение жестокой борьбы, начавшейся в 5,18 намерением убить Иисуса (иудеям Иисус предъявил обвинение в том, что они дети диавола; 8,44); попытка побить Его каменьями (8,59), отлучение (9,22) являются этапами, предшествовашими резким словам Иисуса.

10,1.8.10. Дверь (1–7): символ из Ветхого Завета: дверь ковчега (Быт. 6,16), помазанная кровью дверь — залог свободы в установленный Богом праздник Пасхи (Исх. 12,7) и врата Небесные (Быт. 28,17; Отк. 4,1; см. комментарий на Мтф. 7,13). «Существует лишь один правомерный (законный) вход» (Бенгель): признание неповторимости (абсолютности) Христа (Мтф. 21,42; 1,21; Деян. 4,12; 10,43). Никакая другая религия или вера, ни происхождение, ни нравы и традиции, ни даже святыни и никакое «врастание» не делают нас членами единственной спасенной Церкви. Нас вновь и вновь удивляет то многообразие, с каким Бог ведет нас к вере, но, несмотря на это, множества дверей, ведущих к жизни (плюрализм), не существует. Есть только одна — Иисус, и этого достаточно! (10).

10,4: Идет перед ними: «Прохождение» этой двери не является однократным событием (обращение, возрождение), Иисус продолжает оставаться ведущим в жизни спасенных людей. Овцы не становятся «самостоятельными» (Мтф. 18,3), для верующих не может быть и пастбища, найденного ими самими и используемого одними ими, без Иисуса.

10,5: Они бегут от чужого, «как от чумы» (Бенгель), потому что он уводит их от Иисуса.

10,11: Он полагает жизнь Свою, греч. «душу» (см. комментарий на Ис. 42,1).

Пастырь добрый:

а) он полагает жизнь Свою за овец (11,15; ср. «Агнец Божий» — см. комментарий на 1,29).

б) Он искренне связан с верующими (овцами) также, как и Отец с Сыном (15; 17,21).

10,16: Иисусу известно об овцах в Израиле и стаде не сего двора, т.е. других народов (Быт. 12,3; Ис. 52,10 и посл.; 53,11; см. «многие» — см. комментарий на Мтф. 20,28). Иисус говорит о других овцах, но не о «другой овчарне»! Единение народов Израиля (Еф. 2,11–22; 1 Кор. 12,12 и посл.; Гал. 3,28; Кол. 3,11; Отк. 5,9).

10,17–18: Дважды повторенное слово «власть» означает власть Иисуса отдать Свою жизнь и вновь принять её (19,10).

10,20: 7,20; 8,48.52; Map. 3,21 и посл.; Мтф. 11,18; Лук. 7,33. Перестать слышать Иисуса — опасно и таит в себе смерть (Рим. 10,14 и посл.).

10,22: Праздник освящения храма состоялся спустя два с половиной месяца после праздника поставления Кущей (7,2). В период между этими событиями Иисус, видимо, пребывал в Перее, где преобладали общины Иоанна Крестителя. Праздник очищения храма, посвященный памяти повторного очищения его после сражений во времена Иуды Маккавея (1 Макк. 4,36–59; 2 Макк. 10,1–8) стал веселым национальным праздником. Может именно поэтому возник вопрос о Мессии. Иисус не желал, чтобы в обществе Его называли Мессией (за исключением в 4,25.26: Мтф. 16,20; см. гл. 9,37; см. комментарий на Пс. 22,5; см. комментарий на Мтф. 16,116).

10,26: Избрание, см. 15.16.19!

10,27–29: Признаки, определяющие принадлежность к стаду: 1. Они слышат не только ухом (акустически), но и всем своим существом, всем сердцем. Иисус знает Своих «знанием» избирающим, любящим и спасительным. 2. Иисус не может «разочароваться» в нас, поскольку знает о нас все. 3. Единственным «делом» овец является следование за Ним, но в то же время, это и «не дело», так как оно, в результате, ничего не приносит Пастырю, но им дает жизнь полную и вечную (28; см. комментарий на 3,14 и посл.). Уже теперь они вкушают этот дар — вечную жизнь (Евр. 6,5), который, однако, «сокрыт под крестом» (Лютер), ибо овцы посланы обитать среди волков (12; Мтф. 10, 16). 4. Из руки Моей: двойная гарантия благодаря двум соединенным рукам (Моей и Отца Моего) (28–29). 30: Одно: понятие, рушащее все мирские и человеческие масштабы. Иисус не говорит: «Я и Отец — одно лицо»! Есть две личности в совершенном единстве (см. слова «Я есмь»).

 

Враждебность иудеев

10,2–33: В Израиле не существовало смертной казни за мысли, взгляды (т.е. ересь), но она применялась, в соответствии с законом, только за проступки. В Израиле, строго соблюдавший веру в единого Бога (монотеизм), богохульство было ужаснейшим проступком. Безбожник видит в утверждениях Иисуса только высокомерную самоуверенность или глупую переоценку Самого Себя.

10,34: Вопреки выражению: в вашем законе (см. 8,17), Иисус не уподобляется раввинам в их искусстве истолковывать законы, но относится к ним (8,17) со всей серьезностью: в Пс. 81,6 (см. Рим. 13,4) за словом «боги» сразу же следует «и сын Всевышнего»; аналогично называются в Исх. 21,6; 22,7.8 на древнееврейском «судьи» (Библия Эльберфельдера) «Богами» (старый текст Лютера), потому что с ними было Слово Божие (35). Вершить суд в Израиле было делом пророков, как и у Самуила.

10,38: 1,50.

 


 Христианский портал My studies