Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 11

Воскрешение Лазаря

11,1: Местечко упоминается в связи с проживавшей там Марией (45), ставшей позднее более известной, чем другие Марии (2) тем, что она совершила помазание (12,1 и посл.). Марфа — значит «госпожа». Лазарь: имя греческого происхождения, древнеевр. — Елиезер, рус. «Помоги Бог».

11,3: Прекрасное сочетание бескорыстного смирения и доверия. Августин: «Достаточно того, что Иисус обо всем знает» — действительно и в отношении наших молитв!

11,4: К прославлению (см. комментарий на 17,1): 1. Чтобы Бог был восхвален. 2. Указание на крестную смерть (46.50.53). Иисус часто называет смерть на кресте прославлением (7,39; 12,16. 23; 13,31-32).

11,5: Любил: из трех греческих слов, означающих любовь, происходит в тесном личном контакте с Иисусом. Воскрешение человека, как действие Иисуса, совершается, это особенно подчеркивается, вместе употреблено самое искреннее: ни «эрос» — эротическая любовь, ни «филос» — духовный интерес, а «агапе» — любовь, приносящая себя в жертву (21,15).

11,6: Чувства Сына Человеческого, как и у нас, людей человеческие (5.33.35.38), но мысли и поступки Его божественны: вначале отдать земное, затем получить Божественное.

11,8: Вифания расположена всего в 3 км к востоку от Иерусалима.

11,9-10: Сейчас день потому что это время Господнее (см. комментарий на Еккл. 3,1 и посл.). Ночь — см. комментарий на 9,4.

11,11: Друг наш. Следовательно, ученики знают Лазаря (Лук. 10.38-42).

11,15: Если дела находятся в руках Иисуса, тогда даже самое мрачное событие озаряется лучами радости (печаль во Имя Бога, приводящая к покаянию, 2 Кор. 7,9-11).

11,16: Фома произносит почти те же слова, что и Петр (Лук. 22,33).

11,21: То же самое говорит более мягкая по характеру Мария (32), падая к Его ногам. Значит сестры, до прихода Иисуса, говорили об этом между собой. Так начинается вера (22)! Позже Марфа пугается собственной смелой веры (39) и не может понять относящегося к ней лично обетования (23) Иисуса.

11,25: Воскресение и жизнь: слова «Я есмь» — см. комментарий на гл. 10. Иисус принимает от Отца миссию Создателя и Свершителя всего, как написано в Ис. 11,1-16; 27,7 и др.; а также в 2 Пет. 3,13; Отк. 21,1 и посл. Крест Иисуса и Его воскресение несут с собой «начаток» (Рим. 11,15-16; Кол. 1,18) нового создания. (Вечная жизнь, воскресить — 3,14 и посл.; 6,39; 20,19-20). «Принципом первичного творения является создание из ничего, принципом вторичного — преобразование» (В Штелин; Царство Божие см. 1,3; 3,3!). Человеку не свойственнен переход из одной структуры его обитания, из преходящей «схемы этого космоса» (1 Кор. 7,31 досл.) в другую форму существования, подобно тому, как это происходит, например, с личинкой, развивающейся в водной среде и переходящей затем в среду воздушную в виде нового существа — стрекозы. Превращение человека (!) с Отцом (5,21; 1 Кор. 6,14; 2 Кор. 4,14; Еф. 2,5-6) со всеми, составляющими тело Христово (Еф. 2,14- 18; Рим. 12,4-6 и др.; жить, пребывать в- см. комментарий на 6,56; 15,4-6). «Разве голова и части тела не единое целое?»

11,27: Теологическое (24) учение о воскресении воплощается в реальную действительность в лице Иисуса.

11,28: Вера влечет людей возвещать об Иисусе. Тайно: Марфа желает, чтобы ее сестра вела «разговор наедине с Иисусом».

11,32: Путь Марии лежит не к могиле брата, а к Иисусу!

11,33 (35.38): Иисус возмутился из-за власти греха и смерти над жизнью (Лазаря) и сердцами (скорбящих). Восскорбел: воплощение Слова Божиего «включает в себя и душевные переживания, но не страсти» (Бенгель).

11,34: Для Иисуса Лазарь является не трупом, как для Марфы (39), а человеком (15): Он зовет его по имени (43).

11,41: Возвел очи к небу: Иисус смотрит на невидимое (2 Кор. 4,18) и указывает Марфе (40) и окружающей их толпе (42) посредством Своей всепобеждающей молитвы, услышанной Отцом, путь к Истине (1 Иоан. 5,15).

11,42: 10,38.

11,43: Воскрешение Лазаря не есть пробуждение от летаргического сна, его нельзя расценивать и как «символическое» или в любом другом «значении». Оно наглядно, чудесным образом (чудеса — см. комментарий на 2,1 и посл.) и вполне реально демонстрирует (12,2.9- 11.17-18) Слово Иисуса (25). Громко произнесенная молитва и громкий зов отличают ясные божественные действия Иисуса от «шептания и бормотания заклинателей и чародеев» (Ис. 8,19).

11,44: Иоанн хорошо знает нравы и обычаи народа Палестины! В Египте тело умершего заворачивается в полотно полностью, а в Палестине — отдельно каждую зуку и каждую ногу. В отличие от античных рассказов о чудесах, Иоанн не пытается описать ход события; ни единым словом не упоминается о пережитом в «ином мире»; не повествует он ни о чувствах, испытываемых окружающими, ни о благодарности сестер воскресшего (но далее 45; 12,1-11.17-18). Божия святость не допускает разъяснений.

 

Решение врагов Иисуса о предании Его смерти

11,47: Совет — см. комментарий на Мтф. 26,59.

Овладеют местом, т.е. Храмом.

11,50-51: Решение определяется тактикой и соображениями выгоды. Но Бог дал им еще срок в сорок лет до уничтожения Иерусалима. Торжествуя, зло спрашивает: «Где же Бог?» Каиафа становится невольным свидетелем «первосвященнической жертвенной смерти» Иисуса. Неринятие Мессии Израиля и убиение Его привели к великому повороту, несущему с собой провозглашение Евангелия среди народов (ср. Мтф. 10,5-6 с 28,18-20; Деян. 13,46; 8,4; Ис. 60,1 и посл.).

11,52: Рассеяные: имеются в виду избранные с начала вечности (Еф. 1,4; 1 Пет. 1.20-21 и др.) дети Божий (см. комментарий на 10,16; 19,19).

 


 Христианский портал My studies