Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 13

 

IV. Последняя беседа Иисуса со Своими учениками и Своим Отцом (гл. 13-17)

 

Прощальные речи Иисуса, обращенные к Своим ученикам, ознаменовались двумя Его деяниями: омовением ног (гл. 13) и молитвой за оставляемых учеников (гл. 17). Борение Иисуса за Израиль закончено. История спасения Божиего народа Израиля теперь, с распятием его Царя — Божиего посланника — подошла к концу (Рим. 9-11). Основной задачей Иисуса в это время является подготовка посланников для Церкви Нового Завета. Согласно остальным Евангелиям Иисус поучал Своих учеников и в другие периоды времени. Иоанн же, в дополнение к этому, описывает, как Иисус, прощаясь с учениками, говорил о самом важном и в их последующем жизненном пути и служении. Ссылки, приведенные в 14,31; 18,1, указывают на то, что описанное в гл. 15-17 было произнесено Иисусом в пути следования через город и виноградники до прихода Его к реке Кедрону и в сад Гефсимании. Слушавшим Его очевидцам незабываемым осталось «последнее завещание». Характерная особенность беседы: она воспринимается как единое целое. Утешитель: см. 14,16-18.26; 15,26-27; 16,7 и посл. 13 и посл.

 

Омовение ног

13,1: Конец: также и «завершение». Восклицание: «Свершилось!» (см. 19,30) того же корня.

13,2-3: Предательство Иуды драматически контрастирует с полным величия Словом о том, что Отец все отдал в руки Иисуса (3) и после всего этого еще следует омовение ног.

13,5: В Палестине, из-за пыльных дорог, было принято мыть ноги приглашенным гостям. Это входило в обязанность рабов.

13,7: В греческом тексте противопоставляется не группа слов: «теперь и после», а «я и ты». Между Иисусом и Петром имеются существенные различия. Соответственно 2,22; 12,16, это является одновременно и указанием на Его крест и воспринимается как утешение, даже если божественные намерения в жизни человека кажутся загадочными.

13,8-10: Часть: Господь является частью нас самих, отдает всего Себя на кресте и дарит возможность наследовать Царство небесное (Числ. 18,20; Пс. 15,5; 72,26; 141,6). Человек виновный, порочный, запятнанный, будь он даже весьма набожным (Пс. 50,7), человек, в самом сердце которого гнездится порок, радикально отделен от Бога. Он должен быть омытым: крещение  — см. комментарий на Лук. 3,16. Стать чистым (10) можно благодаря: 1. Крови Агнца. 2. Искреннему общению с Иисусом. 3. Его Слову (15,3). «Слово Христа, в сущности, самое чистое. Доверься Его Слову, оно сделает все, что необходимо для твоего очищения» (Бенгель). Довод о том, что распятие Иисуса не является обязательным условием для прощения грехов, посколько Он де прощал грехи и до Своего распятия (напр. 8,11; Мтф. 9,2), несостоятелен. Нельзя забывать, что крест стоит в центре всех времен и является искуплением грехов во все времена до и после — раз и навсегда (Евр. 9,25-28)! Иисус взошел на Голгофу и ради Авраама и Давида, и ради Павла (1Тим. 1,15) и нынешнего поколения. Весь чист: досл., «чист полностью». И все же человек нуждается на любом жизненном пути, включая и путь служения, во все новом прощении (1 Иоан. 1,7-2,2). «Ноги моются в последнюю очередь, загрязняются же они первыми» (Бенгель).

13,11 (18): Иисус вновь и вновь говорит об Иуде.

13,14: Должны: досл. «ваш долг, обязанность». «Чистой» и идеальной, как ошибочно считают представители многих сект, церковь не бывает. Поэтому услужение при омовении ног совершают не по желанию, оно является святой «обязанностью и долгом» (пятая просьба!). Он имеет в виду не только послушное служение, но «исходя из спасительного подвига Иисуса, и прощающую, очищающую помощь в нахождении верного пути, а также освобождение и становление нового человека» (Де Боор; см. Гал. 6,2).

13,15: Пример: не голову мы должны мыть своему ближнему, а ноги (см. 13,34).

13,17: Восхваление и признание блаженными тех, кто исполняет это с желанием!

13,18: Ужасную губительность «сознательно» действующего преступника (являющегося одновременно и не преступником) Иуды, Иисус может понять только из Писания (21). Да сбудется Писание — см. комментарий на Мтф. 4,14.

13,19: Непризнание Избранного могло бы поколебать нашу уверенность в спасении (10,28-29) и привести к сомнению в божественности Иисуса, поэтому Иисус еще раз подчеркивает ее словами: «Я есмь» (см. комментарий на гл. 10).

13,20: Весьма важное высказывание: Бог открывается людям через посланников Иисуса! Когда они пророчествуют, т. е. говорят на основании данного им полномочия о происшедших событиях, о состоянии грешных сердец, о грядущем Божием суде (1 Кор. 14,24-25), то это означает, что Сам Бог говорит с людьми (Мтф. 18,18).

 

Иисус и предавший Его
(Мтф. 26,21-25; Map. 14,18-21; Лук. 22,21-23)

13,21: Засвидетельствовал: в греческом языке это слово послужило основой для возникновения другого — «мученик». Божественно потрясенный духом, Иисус величественно обозначил начало Своего крестного пути, дав в беседе с Отцом Свое согласие (истинно, истинно — см. комментарий на 1,51).

13,22-26: Чудовищность предательства вызывает страх у всех учеников (самокритичное смирение). Даже спустя десятилетия очевидец Иоанн необычайно свежо сохранил в памяти состояние онемевших от неожиданности и переглядывающихся между собой учеников (22), знак, сделанный одним из них (24), склонившегося к груди Иисуса ученика и шепотом спрашивающего Его (25 28). Об ученике, которого любил Иисус, говорится так, будто он всем давно известен, хотя упоминается он здесь впервые (см. введение, автор).

13,26-27: 1 Кор. 11,29. Кусок хлеба, Иисус — вот решающий момент для души человеческой!

13,27: Теперь это не просто мысли (2), продиктованные диаволом, но сам диавол, вошедший в Иуду. Ясно, что сатана может действовать только потому, что Иисус, вынося приговор Иуде, дает ему тем самым свободу действий. Прямой противоположностью является Петр (37-38; Лук. 22,31). Диавол, князь мира сего, остается подвластен Богу. Но тайна божественного руководства с его отношением к человеческой свободе и действиям сатаны останется для нас всегда сокрытой (см. комментарий на 12,31).

13,29: Несмотря на то, что ученики сами живут на подаяния (Лук. 8,2-3; Мтф. 27,55), они заботятся о бедных!

13,30: Вышел: в ночь в буквальном и переносном смысле, в земную и сверхъестественную, временную и вечную тьму (см. комментарий на 9,4).

 

Прославление Иисуса

13,33: Уход Иисуса печалит Его учеников. Иисус обращается к ним, впервые называя их детьми.

13,34-35: Заповедь новая не есть «заповедь одиннадцатая» в дополнение к десяти имеющимся; она содержит в себе все остальные. Новой она является по трем причинам: 1. Потому что она относится к Новому Завету. 2. Потому что в ней не содержится требования выполнять отдельные правила казуистически (т. е. от случая к случаю). 3. Потому что любовь Иисуса является для нее главным источником, масштабом, делающим ее беспредельной (прощение). Это больше, чем обычная человечность в отношениях людей. С другой стороны, новая заповедь не заменяет десять старых, потому что они объясняют, что такое любовь и препятствуют тому, чтобы мы истолковывали любовь в эгоистичном смысле.

 

Предсказание об отречении Петра
(Мтф. 26,33-35; Map. 14,29-31; Лук. 22,31-34)

13,36: После пойдешь за Мною: при всей решительности, с какой Иисус отклонил эмоциональное изъявление любви Петра, Он вместе с тем утешает его.

 


 Христианский портал My studies