Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 14

Иисус уходит к Отцу

14,1: Веруйте в Бога, а не в провидение и абсолютную доброту! Эта вера неотделима от веры в распятого Иисуса, в поражении ставшего победителем. Иначе вера в Бога приведет к сомнению и неизбежному вопросу — почему?

14,2-3: Дом — обитель: досл. пристанище, т. е. родина, «право гражданства» (Фил. 3,20), ибо это дом — город огромных размеров (Евр. 11,10; Отк. 21,16). Приготовить место: Своим уходом Иисус способствует тому, что обремененные виной, даже отрекшиеся от Него, подобно Петру, люди могут с полной уверенностью обрести чувство уверенности и безопасности в этом, приготовленном для них месте. Короткой фразой Иисус подытоживает Свое второе пришествие, когда Он призовет Своих учеников (воскресение: 1 Фес. 4,13-18). Этим «быть, где Я» в 17,24 Иисус особенно убедительно просит Отца, чтобы и ученики Его были там, где будет Он.

14,6: Я есмь: см. комментарий на гл. 10! Путь (Мтф. 7,13): Иисус не указывает, подобно Будде, на «восьмикратную тропу» добродетели, Он не является «путеводителем», как многие другие основатели различных религий и идеологий. (Только через Него лично возможно прийти к Богу. Истинное знание о Боге, делающее нас ответственными перед Ним, существует и без Иисуса (Рим. 1,19 и посл.). Но такое знание ведет нас к пропасти первородного греха (Рим. 1,21-32), обнажает нашу греховную, «бесконечную, в качественном отношении, отдаленность» (К. Барт) от Бога, приводит к тому, что мы становимся «свободными» мятежниками против Бога. Единственно верный путь — Иисус, потому что только Он позаботился о примирении за наши грехи (Рим. 5,6-10; 1 Иоан. 2,2). В Его лице осуществилось сказанное в Быт. 3,24 (Евр. 10,10!). Истина (1,17; см. комментарий на 3,21!): досл. верность (Бога Своим обетованиям) (см. комментарий на Быт. 9,8 и посл.). Много истин быть не может, истина одна. Возможны ложная вера, ложная любовь, но не может быть ложной истины. Истина — это реальное присутствие Бога, Его бытие (15,26). Поэтому мир не может принять «Духа истины» (17). «Дух, обладающий истиной, открывается разуму посредством познания Его, Он определяет поступки и направляет волю. Дух свидетельствует и для других, благодаря тем, которых Он осветил» (Бенгель; см. 5,33). Обычные истины тоже драгоценны, но они не могут принести утешения в вечности. Жизнь: временная и вечная (см. 3,14 и посл.; 6,39!).

14,9-11: Иисус есть видимая обитель (1,14) Божия, воплотившая в Себе Слово и Дело Божие (Кол. 1,15 и посл.).

14,12: Большие дела: за исключением основного, единственного и неповторимого спасительного дел Иисуса, апостолы тоже совершают дела, как и Иисус (Деян. 5,16; 9,36 и посл.; Иак. 5,14-15). Они больше, чем ограниченные во времени и пространстве (только на территории Израиля) деяния Иисуса, благодаря христианской миссии среди народов мира.

14,13-14: Попросите во Имя Мое: см. 15,16!

 

Обетование Святого Духа

14,16: Утешитель: греч. параклет, т.е. ходатай (1 Иоан. 2,1), защитник, адвокат. Кроме Ветхого Завета на греческом языке и у Иоанна в Новом Завете это слово не встречается; причина тому — особая ситуация, возникшая при прощании (16.26; 15,26; 16,7-8.13-15; 1 Иоан. 2,1- 2). 1. Утешителем названы только Иисус и Св. Дух (другого, 16; во Имя Мое, 26). Кроме Иисуса нет и не будет других утешителей, возвещателей (16,13) и спасителей. 2. Оба Они находятся в тесном единстве с Богом (испрошен у Отца, дан Им, 16; послан, 26; явился, исходит, 15,26; послан от Сына, возвратившегося к Отцу, 15,26; 16,7). Все это будет и в будущем! 3. Утешитель — это Дух истины, т. е. реального присутствия Бога (17; 15,26; 16,13; см. 10! см. Фил. 1,19: «Дух Иисуса»; 2 Кор. 3,17: «Дух Господень»), Дух Святый (26). 4. Утешитель вовек пребудет с вами и в вас (16-17). В верующих, как и в Давиде, Дух пребывает постоянно (Рим. 8,9.14; 1 Кор. 3,16; 2 Кор. 6,16) за немногими исключениями (1 Иоан. 5,16; следует обратить внимание на 1 Кор. 5,5!). Дух может быть оскорблен (Еф. 4,30) и угашен (1 Фес. 5,19; 3,6!). Бог и Христос не являются нашими гостями (23). Они создают посредством Духа постоянную обитель внутри нас уже сейчас и, конечно же, во всей своей неповторимой красоте в вечности (Отк. 21,3.4). Далее, Утешитель будет: учить и напоминать (26; 16,13; как Он напоминает Иоанну о прощальных словах Иисуса!), свидетельствовать об Иисусе (15,26; см. комментарий на 5,31), вести к истине (Богу), возвещать о будущем 16,13-14; см. Павел и Отк.) и открывать глаза миру (16,8; особ, посредством богодухновенного свидетельства преследуемых верующих, Лук. 12,4-12; 16,5).

14,19: немного — см. комментарий на 16,16. Жизнь: 5,24 и посл. 11,25 и посл.

14,26: Научит всему — см. комментарий на 16,13.

 

Мир, данный нам Иисусом Христом

14,27: Мир — см. комментарий на 16,33; см. комментарий на Деян. 4,12; Фил. 4,7. Грешники хотят и требуют другого мира, чем тот, который дает Иисус — это вызывает тревожные мысли.

14,30: Князь мира сего: 12,31.

 


 Христианский портал My studies