Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 16

Уход Иисуса и Его пришествие

16,1-4: Иисус предупреждает;воих учеников о том, чтобы они были готовы к отлучению (2; 12,42) синагоги и к убийствам, совершаемым фанатично набожными людьми во имя Его, Иисуса (т. е. Его божественных деяний) (21; 16,4).

16,2: Мтф. 10,17.22; 24,9.

16,3: 15,21.

 

Воздействие Святого Духа

16,5-11: Дальнейшее действие Утешителя (см. комментарий на 14,16): обличить мир (8; Лютер: «наказывать») досл. разоблачить, уличить, наставить. Следующие три истины являются основополагающими для любой богодухновенной проповеди: 1. Разоблачение греха; грехом является неприятие Бога в Иисусе (9; см. 3,11.36!). 2. Признание жизненно необходимой праведности пред Богом (см. комментарий на 3,14 и посл.; см. комментарий на 6,39), созданной благодаря Кресту и открывшейся нам через смерть Иисуса и Его уход к Отцу (10). 3. Открыть суд, которому уже подвержены сатана (см. комментарий на 12,31) и все пребывающие во власти мира сего (11).

16,13: Дух наставит вас на всякую истину. Всяческие идеологии и новейшие теологические учения пытались использовать этот тезис как оправдывающий их аргумент. Но Св. Дух не дает новых познаний, которые противоречили бы библейскому откровению (говорит ли с нами Св. Дух или нет, можно установить, обращаясь к Библии!). Истина, содержащаяся в Библии, не является философской истиной, она представляет собой верность Бога Своим обетованиям (Исх. 9,8 и посл.). Святой Дух показывает нам, с какой верностью Бог относится к Своим обетованиям в отношении Израиля и христианства (14!).

16,16: Вскоре (также в 14,19): имеется ли в виду время, оставшееся до Его воскресения? Одновременно Иисус говорит и о периоде времени до Его Второго пришествия (см. комментарий на 14,2; см. комментарий на 21,23). Еще Бенгель говорил в отношении 14,19: «Вы увидите Меня теперь и в будущем. Это слова утешения для верующих, которым еще предстоит умереть. Находясь в то время на пути к смерти, Иисус сказал удивительные слова: Я живу» (1 Иоан. 3,26; 1 Кор. 13,12; см. комментарий на 6,39).

16,20-22 указывают на муки рождения нового времени (см. комментарий на Мтф. 24 окончание). Мы еще живем в период между вознесением и Вторым пришествием Христа. Этот отрезок времени в нашем понимании долог, в глазах же Иисуса он короток. Вера в состоянии видеть и воспринимать и то, и другое (16-17.19.22). «Перед лицом победы на Голгофе враги должны молчать. Помилованная Церковь Божия говорит в отношении путей Христовых: да! Да, мы благодарны Твоим страданиям; да, мы славим Твою верность; да, мы всем сердцем служим Тебе; да, однажды Ты все обновишь!» [Фр. фон Бодельшвинг). Я увижу вас опять (22). В этих словах заключена радость и подтверждение веры; не в наших чувствах, а в Его верности; Он заботится о нас.

16,23-24: 15,7. Мы должны просить, будучи преследуемыми (20-21).

16,30-31: Слова прощания достигли своей цели: теперь вы веруете! (Фраза стоит без вопросительного знака; старые рукописи не имели знаков препинания!) 33: Слово «мир» (евр. шалом; см. комментарий на Деян. 4,12) стало повсеместно чуждым для христианского словоупотребления и подверглось идеологическим искажениям. Согласно Библии мир есть то, что создает между Богом и людьми счастье, спасение и правопорядок. Без Бога человек не имеет мира (Ис. 48,22; Пс. 37,4). См. приветствие в Ветхом Завете и Новом Завете (Исх. 4,18; Map. 5,34; Тук. 10,5-6). Спасение мира, погрязшего в грехах, наказанного справедливым судом и раздираемого противоречиями, началось со смертью на кресте Князя мира (Ис. 9,5) и завершится актом нового творения, охватывающим небо, землю и все народы на ней живущие. Иисус дает нам Свой мир, отличающийся от мирского (14,27). Он является не только миром души детей Божиих, но и самой реальностью Божией, передаваемой Его последователями другим людям Мтф. 10,12-13; 5,9). В беде, страхе от искушении христиане с уверенностью надеются на мир (см. комментарий на 2,1 и посл.), потому что знают: грешный мир с его распрями уже преодолен Иисусом, и Своим пришествием Он создаст мир всеобъемлющий и справедливый.

 


 Христианский портал My studies