Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 19

Бичевание и насмехание над Иисусом

19,2: Сатанинское искажение понятия о господстве Иисуса как Царя Иудейского. Уже в то время существовал антисемитизм (Деян. 18,2)!

19,5: Се, Человек: досл. «смотри — вот Человек!» Пилат аппелирует к человечности (гуманности). Но слова, сказанные римлянином, имеют более глубокий смысл, чем он сам предполагает. Человек хочет быть Царем, но в действительности, он бессилен, подвержен страданиям, смерти. Иисус солидаризируется с ним: «Слово стало плотью» (1,14). Желание увидеть Бога, изначально существующее у человека, исполняется в лице Иисуса (Кол. 1,15).

Но какое вспыхивает богоненавистничество, когда Бог в Своей, вершащей суд, святости, появляется среди людей! Вопреки высказанному Иисусом утверждению, что Он и Бог едины, что Он есть Сын Божий, Пилат, вместе с тем, стремится доказать: Иисус является человеком и никем другим, как только человеком.

 

Осуждение

19,6-16: Мир смышлен и изворотлив. Вначале Иисуса обвиняют как опасного для Рима революционера (18,33; 19,12), теперь же — как богохульника (7). Пилат убоялся (8), он охвачен религиозным страхом (Мтф. 27, 19)  — так велико впечатление, произведенное на него духовным величием плененного. Расплывчатое понятие о религиозности и туманное представление о вере недостаточны для того, чтобы быть богобоязненным (дано свыше, 11), чтобы иметь мужество признать правду. Большой грех (11): грех совершен Пилатом из соображений тактики, из-за трусости; несмотря на то, что он знал о невиновности Иисуса, он все же осудил Его. Грех Каифы больше (1 Иоан. 5,16-17; 1,7-2,2): как первосвященник, он знал Тору и Бога и был призван служить Ему, и все же он с пристрастием совершает убийство, не ощущая впоследствии никакого раскаяния (Деян. 4,1 и посл.; 5,28).

19,14: Час шестый: приговор был вынесен примерно в полдень. Смерть наступила (Map. 15,33 и посл.) около трех часов пополудни. День перед пасхой: праздник пасхи (см. комментарий на Исх. 12,1 и посл.) напоминает об освобождении из египетского рабства; именно накануне этого праздника иудеи, с помощью своего высшего духовного представителя — первосвященника, предпочитают римское рабство мессианскому Царству Божиему (15).

 

Распятие и смерть

19,16-37: Упрощенный стиль использован сознательно: предавать (отдать под суд) взять (16) — судебные термины для обозначения передачи осужденного палачу. И иудеи, обвинившие Иисуса, и римляне (язычники), приведшие приговор в исполнение, являются представителями человечества, провинившегося перед Иисусом. Крест (17): лат. досл. столб, поперечная балка. Вертикальная часть креста заранее вкапывалась в землю на месте казни. Эта балка, которую Иисус (доел.) «несет для Самого Себя», выбиваясь из последних сил (Фил. 2,8) настолько тяжела, что Он, как любой другой человек, перенесший бессонную ночь и затем бичевание, совершенно обессилел под ее тяжестью (Map. 15,21; см. Втор. 21,23; Гал. 3,13). Симон Киринеянин не упоминается: у Иоанна все другие люди перед лицом Иисуса отступают на второй план! Каждый раздел повествования указывает на то, что появление Нового Завета и создание будущей Церкви стало возможным благодаря земной кончине Иисуса:

а) Вышел (17): «вне стана Израиля» (Евр. 13,10-13), что соответствует словам Павла «сделал для нас жертвою за грех», «сделавшись за нас клятвою» (2 Кор. 5,21; Гал. 3,13).

б) Посреди них Иисуса 18): как вначале при крещении Мтф. 3,6.14) и в течение всей Его жизни (Мтф. 11,19), так и в смертный час Иисус находится среди грешников, «исполняя всякую правду» 'Мтф. 3,15).

в) Царь Иудейский 19-20; (INRI — латинские заглавные буквы надписи на кресте), о котором свидетельствуют первые ученики Иисуса (1,41.49), является непреднамеренно объявленной Пилатом истиной для будущего всего человечества (3,14-16). И мы, христиане разных наций, должны знать, что наш Господь есть и будет Мессией для народа, с которым Он заключил союз: для иудеев «ради праведности Божией», для нас. христиан, «ради милосердия Его» (Рим. 15,8-12; см. Рим. 9-11).

г) Хитон (23-24): Распятый висит совершенно нагим на кресте. Сам Бог «одевает» согрешившего Адама (Быт. 3,21): безгрешный же второй Адам (1 Кор. 15,45-49; Рим. 5,12-19) был раздет грешными людьми полностью. Тканный (23) хитон, какой обычно носил первосвященник (Исх. 28,4-5.39), по жребию, т. к. нельзя было его разделить, достается одному из язычников. Так, высокое заступничество Иисуса за всех людей остается нераздельным перед Богом (Пс. 21).

д) Мария и Иоанн (25-27): братья Иисуса здесь не присутствуют, они будут с Ним только после вознесения (Map. 3,21. 31 и посл.; Деян. 1,14). На Кресте была заложена основа для создания нового «святого братства» (Евр. 3,1) и «семьи верующих» (Map. 3,31-35). Жено (26) как и в 2,4. Сохраняется определенная дистанция между Святым Сыном Божиим и женщиной, родившей Его обыкновенным человеком. Но Он «видит» ее, т. е. Он помогает, как сказано в Map. 6,34; гл. 1,48; 5,6. Взял ее к себе (27): досл. «в свой дом», который он, видимо, имел в Иерусалиме (20,2; 18,15-16). Забота о душе и забота о теле неотъемлемы друг от друга!

е) Жажду (28): это признание свидетельствует о мучительном состоянии Его человеческого естества и о Его божественном послушании Писанию как и в Пс. 21,16; 68,22. Жажда является признаком нашей удаленности от Бога и пребывания там, где господствует несправедливость и отсутствует всякая возможность для жизни (Пс. 41; 68,4.7.19; 142,6; Ам. 8,11; Мтф. 5,6; гл. 4,10.15; 7,37; Отк. 22,17; см. Map. 15,34). Иссоп (29): Исх. 12,22. Также предал Он дух (30). Иисус испытал не только мучения медленной смерти, но и действительно умер (Пс. 30,6).

ж) Совершилось (30) означает: уже подготовлена основа для прощения грехов, на которой будет существовать Церковь Иисуса (1 Иоан. 2,2; см. комментарий на 13,8 и посл.).

з) Великая суббота (31) — см. комментарий на 12,1. Вода и кровь (34): наличие лимфы (воды) в околосердечной сумке и крови в сердечной камере является вполне естественным явлением, но позже Церковь усмотрела в этом указание на крещение и на причастие Господнее, оба которых находят свое обоснование в смерти Иисуса (1 Иоан. 5,6-9). Свидетель (35-37) Иоанн, однако, видит в этом (обращает на себя внимание ибо, 36) исполнение Писания в Исх. 12,46; Зах. 12,10 (Мтф. 24,30): Иисус — истинный Агнец Божий, будущий Судья миру и его Завершитель.

 

Погребение Иисуса

19,38-42: Смерть Иисуса приносит первые плоды (12,24): 1. злодей (Лук. 23,39-43); 2. сотник (Map. 15,39); 3. негласные ученики (38-39), которые, погребая Иисуса, исполняют свой последний долг любви: а) обретают мужество, б) жертвуют (39; Map. 15,46; Мтф. 27,60), в) берут на себя культовую нечистоту и отказываются от участия во всеобщем празднике Пасхи (Числ. 9,6-11).

 


 Христианский портал My studies