Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 20

Пасхальное утро
(Мтф. 28,1-10; Map. 16,1-8; Лук. 24,1-12)

20,1-10: Иоанн выделяет Марию Магдалину (Лук. 7,37 и посл..; 8,2; Мтф. 27,61) как избранную Воскресшим вестницей пасхального события (17), первой видевшей и слышавшей Иисуса. О том, что здесь присутствовали и другие женщины, подтверждается остальными Евангелиями словом «мы» (2). «Каким образом» воскрес Иисус остается и у Иоанна божественной тайной. Пустой гроб: 1. наводит Марию Магдалину на мысль о краже тела покойного (2; 13); 2. побуждает Симона Петра к тщательному осмотру гроба (6-7); 3. приводит Иоанна к вере (8) видимо из-за первоначального, неизменного положения погребальных пелен, из которых тело человека естественным образом высвободиться не может (11,44-45). Но то, что мы видим (8) и вытекающие из этого суждения о вере, нуждаются в разъяснении Словом Божиим (9).

 

Мария Магдалина
(Map. 16,9.10)

20,11-18: Исключительно чувствительная, плачущая Мария из Магдалы уверовала не благодаря ангелам (12-13) и даже не в связи с появлением Самого Иисуса (14-15), поскольку глаза ее, подобно ученикам из Еммауса, «были удержаны» (Лук. 24,16). Мария узнает голос доброго Пастыря, когда Он называет ее по имени (10,3). Не прикасайся ко Мне (17) относится только к Марии, в отличие от слов, сказанных Фоме, другим женщинам (Мтф. 28,9) и ученикам (Лук. 24,39-43). Мария, находящаяся под сильным влиянием своих чувств, должна быть освобождена от прежних представлений в общении с Иисусом, потому что теперь Он восходит к Отцу (17). Иисус впервые называет здесь Своих учеников братьями (17).

 

Воскресший среди учеников Своих
(Map. 16,14-18; Лук. 24.36-49)

20,19-23: Иисус вошел в дом через запертые двери и стал посреди их (19.26; мир — см. комментарий на 16,33). Пространство и время, физические и биологические законы земли недейственны для Воскресшего, бытие Которого продолжается в непознаваемой для нас форме. В то время, как Он шел с учениками в Эммаус или же после того, как «стал невидим для них» (Лук. 24,31), Он, должно быть, явился Симону (Лук. 24,34; 1 Кор. 15,5). На глазах у Своих учеников Воскресший открыто ест рыбу (Лук. 24,41 и посл.). Расставаясь со Своими учениками, Он благославляет их и на виду у них возносится на небо (Лук. 24,51; Деян. 1,9). Руки (и ноги) и ребра (20): взаимосзявь бытия Воскресшего с Распятым останется и в вечности (Отк. 5,6-10). Воскресение и преображение не устранит тождества и нашей личности (1 Кор. 15). И в новой духовной телесности (Мтф. 22,30- 31) мы будем узнавать друг друга. Пророческие слова Иисуса о том, что Он послан в мир Отцом (14,12; 15,16. 26-27; 17,18.20), становятся теперь реальностью. Слова Иисуса «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (21) указывают не на равенство учеников и Иисуса, а на их равенство по поручению. Миссия учеников заключается не только в проповедовании, но и в том, чтобы быть продолжателями дела Иисуса (Map. 2,1-12) в прощении или непрощении (3,36) грехов по указанию Св. Духа и в Его силе (Мтф. 18,18). Дано это было не только двенадцати апостолам, но и всем ученикам (Лук. 24.33: «одиннадцать апостолов и бывших с ними»). Дух (22)  — есть дар Христа (- см. комментарий на 14,16-17; 15,26; 16,7-11). Страстная пятница, Пасха и Троица здесь объединены (20.22-23).

 

Фома

20,24-31: Ни Иисус, ни ученики не называют Фому неверующим; так зовут его позже только «христиане». Иисус, всегда видящий, слышащий и знающий его и нас, заговорил с Фомой, терзаемым сомнениями. Господь мой и Бог мой (28): Фома лично (мой) познает то, о чем Иисус учил в 14,9. 10; 12,44-45 Своих учеников (1,1). «Иисус Христос, Господь и Бог» — есть изначальное исповедание Церкви (1 Кор. 12,13; Рим. 9,5; 2 Фес. 1,12; 2 Пет. 1,1). Блаженны (29; см. комментарий на 1,39). Много сотворил и других чудес (30): 1 Кор. 15,5-7!

20,31: Опираясь на содержащееся в этом стихе утверждение, многие толкователи рассматривают главу 21 как приложение, не принадлежащее перу Иоанна, хотя из всей рукописи она сохранилась наиболее хорошо (см. введение: автор), чего нельзя сказать о заключительной главе Евангелия от Марка. Следовательно, необходимо считаться с тем, что 20,31 аналогично 19,35 завершает описание и только 21,24-25 можно рассматривать как приложение с указанием на свидетельство Иоанна и его авторство.

 


 Христианский портал My studies