Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Пояснения
на Новый Завет и Псалтирь
|
Глава 4Иисус и самарянка4,1–3: Согласно 2,13 (Пасха) и 4,35 («ещё четыре месяца и наступит жатва») Иисус находился около 8–10 месяцев в Иерусалиме и его окрестностях. Его деятельность, оказавшаяся более значительной, чем деятельность Крестителя, взволновала фарисеев (Мтф. 3,7). Иисус опять (У) восхотел (1,43) возвратиться в Галилею. Крещение Он поручает Своим ученикам, подобным же образом поступали позже Петр (Деян. 10,48) и Павел (1 Кор. 1,14–17). 4,4: Самария — см. комментарий на Ездр. 4,1 и посл.; Мтф. 10,5. 4,5–42: Четыре раза в этом эпизоде раскрывается величие Иисуса и каждый раз с новой нарастающей силой. 1. Иисус — во всем человек (5–14): человеческая сущность Иисуса, которая подчеркивается сегодня односторонне с отрицанием того, что Он является Сыном Божиим, считалась в те времена, когда признавалось Его Божественное происхождение, 4,5: Стихарь, не путать с Сихемом, относится к «земле Иакова» (Быт. 33,19–20; 48,22; Иис. Н. 24,32 указывают на место захоронения Иакова). Но Иисус идет не к могиле Иакова (Мтф. 23,29), а к колодцу, не упомянутому в Ветхом Завете. 4,10: 7,38. Живая вода — это прежде всего ключевая вода. Как и раньше, Иисус часто вкладывает в Свою речь двоякий смысл, Его слова глубокомысленны, так и теперь: Мессия приносит живую воду (Пс. 35,10; 22,2; Иер. 2,13). 4,2. Иисуса признают пророком (15–24); Иисус, который знает все о людях, их прошлое, настоящее и будущее (1,42.47–48; 2,25), придает остановившейся было беседе новое, личное направление, являющееся решающим для самарянки (16–18). Женщина умело обращается к теологической проблеме: «Пророк» для нее значит прежде всего «прозорливец, прорицатель» (1 Цар. 9,9–13). Иисус не поправляет её (умение Иисуса заботиться о душе!), а ведет её к следующей мысли. Иисус, обладая мессианскими полномочиями, отказывается от предписываемого в В. 3. (Втор. 12,5 и посл.; 1 Пар. 23,25; Пс. 121) национального иудейского поклонения в Иерусалиме (Ис. 42; Соф. 2,11), но утверждает историческую спасительную значимость Израиля (22; Рим. 9–11; гл. 10,16). Иисус видит предстоящий, исторически знаменательный поворот в деле спасения: Израиль — народы мира (ср. Мтф. 10,5 с 28,19; Ис. 2,2 и посл.). 4,24: Бог есть Дух — см. комментарий на 3,6. Поклоняться в Духе — значит поклоняться в истине детей Божиих и воли Божией (Отче наш), в Духе и во имя Иисуса (15,16; 16,23–24), в воздыханиях и радостях Св. Духа (Рим. 8,26–27; Лук. 1,47.64). Поклоняться в истине — значит поклоняться с искренним сердцем, веря в спасение. Здесь преодолены все религиозные различия и все рубежи между народами, и в соответствии с историческим планом спасения открылась возможность появления (всеобщего) миссионерства, охватывающего весь мир (Ис. 60,3 и посл.). Иисус открыто признает Себя Мессией (25–38); Самаряне (см. комментарий на Ездр. 4,1 и посл.) и сегодня ещё признают только пять книг Моисея, но верят в пророчество Нафана о пришествии Мессии (2 Цар. 7,12 и посл.) согласно устным преданиям (Мессия — см. комментарий на Мтф. 16,16). Человечность Иисуса можно понять чувствами, Его пророческую деятельность — на основании опыта, но о пришествии Его в роли Мессии должно быть возвещено (26), и в это пришествие нужно верить. И потому женщине, которой открылось все это, становятся безразличны сосуды с водой и пустые разговоры (28): призванная передает этот зов дальше! То, что не сумели сделать ученики, заботясь о хлебе, делает эта женщина. Это я (26) — см. комментарий на 8,24. 4,34: Пища. Для Иеремии (Иер. 15,16) Слово Божие служит пищей; для Мессии Божиего пищей является исполнение воли Отца и Его поручение (5,17; 9,4): а) пробуждение веры у женщины; б) у людей в Сихаре; в) начало воссоединения Израиля с Иудеей под началом единого Пастыря и мессианского Царя (Иез. 37,15–28; 34,23). Высказывания в Зах. 11,10.14 для мессианского времени уже не действительны (см. Зах. 9,10; Ис. 51,5)! О том же историческом искупительном свидетельстве говорится в Деян. 1,8: Иерусалим, Иудея, Самария и до края земли! 4,35: Жатва: Мтф. 9,35- 38. 4,38: Иисус назначает учеников Своими помощниками: необходимо вести индивидуальные беседы о спасении души. Иисуса признают спасителем мира и веруют в Него (39–42); в те времена — как и сейчас! — весь мир ждал пришествия (лат. Advent) Спасителя,
Исцеление сына царедворца |
|