Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Пояснения
на Новый Завет и Псалтирь
|
Глава 5
III. Решающий час для Израиля (гл. 5-12)
Как в Евангелии от Иоанна, так и в синоптических Евангелиях описываются противоположные мнения и споры о праздновании субботы (5,10-16; 7,19-32; 9,14 и посл.), в вопросе о том, являются ли чудеса творением божественным или сатанинским (8,48; 9,16), а также в отношении Мессии (7,40^1; 8,40^*4; 9,22; 10,24-25.31-38). Въезд Иисуса в Иерусалим считается во всех четырех Евангелиях решающим событием. Иначе чем у синоптиков и гораздо чаще описывается у Иоанна предвещение о смерти Иисуса (8,21.28; 12,8.32 и посл.; 13,1). Необходимо обратить внимание на 12,24: пшеничное зерно! Наряду с двумя воскрешениями из мертвых, описанными у синоптиков (дочери Иаира, юноши из Наина), Иоанн сообщает и о воскрешении Лазаря (гл. 11). Синоптические Евангелии повествуют только о галилейском периоде деятельности Иисуса и Его страданиях в Иерусалиме (исключения составляют: Лук. 10,38 и посл.; 9,51; 13,34).
Исцеление больного при купальне Вифезда5,1: После сего относится, вероятно, к довольно длительному периоду пребывания в Галилее, длящемуся от 8 до 9 месяцев. Теперь становится понятным возникновение мощного движения уверовавших в Иисуса (гл. 6). 5,2: Обнаруженная раскопками Вифезда (по-евр. «Дом милосердия»), был до прихода Иисуса, имеющего сострадание ко всем, домом большого эгоизма (7). 5,4: Во многих, более ранних рукописях, этот стих отсутствует. Возможно дополнение, объясняющее, почему в целебном источнике не всегда бурлила вода, было сделано на основании народного предания позже (7)? Иисусу не нужна чудодейственная вода, Он Сам является водой живой (4,14; 7,38)! 6: Поставлен ли этот вопрос Иисусом с целью преодоления безразличия и подсознательного ухода в свою болезнь? Решающим является содержащееся в нем обетование (Map. 10,51). О вере не сказано ни слова. Процесс возникновения веры происходит не благодаря рассуждениям, а немедленному повиновению. Исцеленный не узнает Иисуса и уж совсем не знает, что Он — Христос (13; 9,17). 5,10: По имеющимся в Иеримии указаниям (Иер. 17,21-22; см. Ис. 58,13-14), ношение при себе складывающегося матраца (в первоначальном тексте постели) является преступлением, карающимся смертной казнью (Числ. 15,32-36), потому что суббота — «знамение союза» (Исх. 31,13 и посл.); до тех пор, пока ее не будут правильно соблюдать, Мессия прийти не может. 5,14: Бывает нечто более худшее, чем продолжающаяся 38 лет болезнь. Иисус указывает, без последующего разъяснения, как и в случае с расслабленным (больным подагрой) (Мтф. 9,1-8) на связь между грехом и болезнью, ведь эта связь известна человеку (9,3). Не греши больше — совет и забота о душе, ведущие к познанию Иисуса (1 Иоан. 1,6-2,2). 17-18: Божие спасительное воздействие продолжается, Его Благодать выше соблюдения субботы и всех законов; с этим сообразуются н деяния Иисуса. Иудеи видят в Его деяниях и в том, что Он поступает как и Отец«, взятую на Себя смелость, быть независимым от Бога. 3 действительности, именно Иисус является исполнителем спасительного Божиего замысла (Мтф. 12,8: Господин субботы). Искали убить Его: очевидно дело дошло до „экстренного совещания“ совета синагоги (Map. 3,6).
Сын Божий оживляет5,19.20: Сын ничего не может; но полностью подчинив Себя Отцу, Он может все, потому что Своему Сыну любящий Отец показывает все. Мы, Его ученики, еще очень многое делаем по собственной воле, что препятствует нам стать истинными детьми Божиими. 5,21-30: Трижды повторенное (19.24-25) истинно, истинно (см. комментарий на 1,51) указывает на три ступени откровения: 1. Отец передал Сыну право вершить суд. Тот, кто не чтит Сына, отказывает в чести Пославшему Его (21-23). 2. Кто слушает Сына и верит в Пославшего Его, избежит суда, потому что он из мира смерти перешагнул в объединяющую его с Богом жизнь (еще не бытие) в приближающейся вечности (см. комментарий на 3,16! см. 6,40.47; 11,25-26; 1 Иоан. 3,14); мертвыми (25) называют удалившихся от Бога (Лук. 15,24; Мтф. 8,22; Еф. 5,14). 3. Следует обратить внимание на многозначность слова «суд». Отвергнувший Иисуса осуждает самого себя (24) и погибает навечно. Принятое нами решение в земной жизни очень важно потому, что Бог руководствуется нашим намерением: кто не желает обратиться к Иисусу, тот не придет к Нему в вечности; кто хочет видеть Бога справедливым судьей, тот не встретит милосердного Отца (Мтф. 7,1 и посл.; Пс. 94,7-8; Евр. 3,7 и посл.). Но кто испросит себе любовь Божию, пусть даже в последний момент (Лук. 23,40 и посл.), тот будет спасен. Кто испытал в своей жизни любовь Иисуса, понимает, почему Он говорит верующему:… тот имеет жизнь вечную уже здесь (24). Кто принимает любовь Иисуса, минует суда, выносящего приговор о благе или погибели, благословении или проклятии, спасении или каре (Дан. 7,9-15). Поэтому Иисус может сказать: Он перешел от смерти в жизнь. Это не относится к оценке спасенного (1 Кор. 3,13 и посл., особ. 15; 2 Кор. 5,10) в День суда. Добро (29) не следует понимать только с точки зрения поверхностно усвоенных (ср. Пс. 1,1 и посл.) Десяти заповедей, но прежде всего как проявление любви к Иисусу (см. комментарий на 3,29), как желание следовать за Ним (2 Иоан. 6).
Свидетельство о Сыне Божием5,31-47: В этом разделе речь идет о признании (свидетельства) имеющихся полномочий (славы) у Иисуса и Отца. Характерные признаки истинной славы мы находим в 7,18; 8,50.54! Слово свидетельство (31-32) употреблено здесь в двойном значении: а) в значении безучастного свидетеля; б) в значении поручителя, принимающего на себя гарантийные обязательства. Из семи названных Иисусом свидетелей, к группе косвенных относятся: 1. Креститель (33-34). Свидетельство Иоанна Крестителя недостаточно для спасения (34). Порадоваться (35) досл. «радоваться свадебному торжеству». Не потому ли Бог сдерживал Иоанна Крестителя, что он проповедовал не только покаяние, но предлагал и прощение (см. Мтф. 11,1 и посл.; гл. 4,1 и посл.; Деян. 18,25)? 2. Настолько же недостаточно свидетельство учеников (15,27). 3. Собственное свидетельство Иисуса (31) не является неистинным, а только недейственным, потому что Он, зная ее происхождение и назначение, именно в этом не только человек! Совсем иную ситуацию мы встречаем в 8,13.14. К основной группе могущих поручиться свидетелей относятся: 1. Отец (32.37). Но люди не могут ни слышать, ни видеть, ни иметь непосредственную связь с Ним. Бог для людей невидим, неслышен и недоступен. Единственная связь с Ним возможна только через Сына (6,44. 65; 14,6; Мтф. 11,25-27). «Бог не является Богом философов и мудрецов» (Паскаль), Он — Отец Иисуса Христа. Несмотря на то, что Сын пришел во имя Отца (по Его поручению, вместо Него) (см. комментарий на 17,6), люди не принимают Его, потому что им недостает ощущения любви (42): любви Божией, питающей нашу любовь к Богу. Вторым свидетелем являются деяния Христа (36; 10,25; 14,11;.5,24). Имеются в виду не только знамения, но и Его дело, свершенное на кресте. Слово свершить (36) имеет в греческом такое же значение, что и исполнить (19,30)! Третий ручающийся свидетель: Писание (39. 46-47; 7,38; 13,18; Ис. 34,16). Мысль, заключенная в понятии вечная жизнь, является только «суждением» (39), не содержащим в себе Христа, но именно Он и есть жизнь (40; 1,4; 3,36; 14,6 и др.). В Ветхом Завете речь идет о том, «что движет Христом» (Лютер). Сам Иисус является ключом к Писанию, а Писание — дверью, ведущей к Иисусу. Для иудейских, как и многих современных исследователей, изучающих Библию больше умом, чем сердцем, «покрывало Моисея закрывает их сердца» (т. е. совесть; см. 2 Кор. 3,14-16)! Так Писание становится обвинителем перед совестью и Богом. Четвертым ручающимся свидетелем является «Утешитель» (см. комментарий на 14,16). |
|