Глава 6 Насыщение 5000
(Мтф. 14,13–21; Map. 6,30–44; Лук. 9,10–17)
6,1–15: Насыщение пяти тысяч человек, описание которого имеется во всех четырех Евангелиях, является в количественном отношении апогеем деятельности Иисуса в Галилее, подкрепленным исцелением больных и отправлением с проповедью двенадцати (Мтф. 10,5–15) и семидесяти учеников Его на служение (Лук. 10,1–20). Ср. молитву благодарения Иисуса (Мтф. 11,25–27)! Знамения (2) — см. комментарий на Мтф. 12,38. Отличительной особенностью Евангелия от Иоанна является содержащиеся в нем описания второстепенных, но типичных для истинного свидетеля подробностей: гора, известная народу (3.23), Филипп, Андрей (7.8), двести динариев (7; один динарий составлял обычную заработную плату одного рабочего за день; Мтф. 20,2 и посл.), мальчик с ячменными хлебами (9), много травы (10), Тивериада (город, названный по имени римского императора Тибериуса (Нерона). Ап. Иоанн особенно подчеркивает то обстоятельство, что приближалась пасха (иудейский праздник; 4) и что люди считали Иисуса тем пророком, которого ждали (14; см. 1,21) и которого хотели избрать своим царем (см. 1,49). Сообразуясь с 6,26–59, возникло спорное толкование о том, что насыщение пяти тысяч является празднеством, только напоминающим причащение, «преломление хлеба» и заменяющее кровное жертвоприношение во время празднества Пасхи в Иерусалиме. «Преломление хлеба» якобы имело место ещё раньше, до причастия в святой четверг. Это будто бы подтверждают: 1. Торжественное расположение вокруг стола Господнего. 2. Иисус «взял пять хлебов, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им» (торжественный стиль по Map. 6,41). 3. Ученики из Эммауса, которые не присутствовали во время причастия в святой четверг, узнают Иисуса по «преломлению хлеба» (Лук. 24,30- 31). 4. «Преломление хлеба» — выражение, издавна употреблявшееся вместо слова «причащение» (Деян. 2,42.46; 20,7.11; 1 Кор. 10,16). Но и у Иоанна «преломление хлеба» не стало действием одухотворенным, иносказательным. Оно описано только как чудо, позволившее увеличить количество хлеба и наполнить оставшимися кусками двенадцать коробов (символизирующие двенадцать колен Израиля (13).
6,15: Как ни важно для Иисуса никого не оставить голодным,
все же не это для Него главное. Поэтому Он не желает стать «царем
хлеба», а предпочитает быть «жертвенным Агнцем» (см. комментарий на
1,29).
Хождение по воде
(Мтф. 14,22–33; Map. 6,45–52)
6,16–21: Хождение Иисуса по морю ночью и в шторм — двойное чудо. В греческом тексте Библии в 19-м стихе не указано примерное время, но приведено место действия: в 25- 30 стадиях (около часа пути; 4- 5 км), т.е. посреди озера (см. стих 21)! Как и во время преображения (Мтф. 17,2), здесь тоже имеет место предвосхищение того, что произойдет с воскресшим, «преображенным» (- см. комментарий на 20,19)! 6,20: В этом случае во всех Евангелиях слова Иисуса «это Я» даны без дополнительного «есмь»; (см. комментарий на 8,24; гл. 10!). Иисус — Яхве — стремится в любую непогоду быть вблизи Своих учеников и Церкви («лодки»), чтобы привести их к цели.
Иисус — «хлеб жизни» 6,26: «Народ, ищущий Иисуса» (22), является свидетелем знамений (чудес). Но насыщение они не приняли за знамение (см. комментарий на 2,1 и посл.), указывающее на насыщение вечное. Истинно, истинно — см. комментарий на 1,51. Разговор с ищущими: 1. Иисус есть хлеб жизни (23- 35). Иисус указывает им путь от насыщающего преходящего хлеба к непреходящему, вечному. 6,27: Старайтесь о пище…: для истинной жизни необходимо нечто большее, чем витамины и углеводы: хлеб с небес (33), прощение Иисуса. Здесь увещевание переходит в евангелие в весть: посланный (5,37–38) и «засвидетельствованный» Богом Сын Человеческий (см. комментарий на Мтф. 8,20; запечатлел — см. комментарий на 2 Кор. 1,22) дает пищу: вечную. 6,28–29: Народ может мыслить только понятиями конкретно содеянного. Какое деяние caмое богоугодное, «наибольшее» (Лук 22,26; Мтф. 22,35–36)? Иисус отвечает: то, что содеяно в вере в Него (Иоан. 3,16; Рим. 3,22)! 6,30: Тем самым, решение, в основном, уже предопределено: кто требует гарантий прежде, чем довериться Иисусу, тот уже потерял Его доверие. 6,31: Манна: Исх. 16,13–14. 6,32–33: Иисус совершенно иной, чем Моисей и выше его (Мтф. 5,21–48)! 6,35.48: Здесь впервые употреблено свойственное Иоанну словосочетание «Я есмь» (см. комментарий на гл. 10). Утоление голода и жажды (4,14; 7,37) -сравнение, понятное каждому человеку; более того, Иисус олицетворяет Собой хлеб жизни. Не учение и не причастие, а Слово Его Я есмь хлеб жизни представляет собой спасительное откровение. После своего грехопадения человек был отстранен от «древа жизни» и передан во власть смерти (Быт. 3,22–24). «Хлеб жизни, сошедший с небес», т.е. от Бога является знаменательным, многообещающим даром Божиим (Ис. 49,10; 55,1 и посл.; Мтф. 5,6 и др.). Иисус лично берет на Себя роль Отца в насыщении (Отк. 7,16). 6,34: Слушающие Его начинают понимать: перед ними Господь, они не называют Его больше «Равви», т.е. учителем (25), а обращаются к Нему словом Господи] В Ветхом Завете слово «Господь» служит формой обращения к Богу (20,28; см. комментарий на Лук. 2,11). 6,36–51: Неверие жителей Галилеи (36–51). Требование Галилеян — сначала увидеть, а потом уверовать (30; ср. 1,50) — исполнено, «и все-таки они не верят». Потрясающая загадка, имеющая свое продолжение в истории Евангелия (1,11; Мтф. 28,17). Испытывая искушение от подобного вопроса, Иисус обращает Свой взор к Отцу (37). Все, что дает Мне Отец. За этими словами кроется содержащаяся в Библии мысль об «избрании», а не философское понятие о «предопределении» (см. 3,19). Иисус не высказывает Своего негативного отношения по поводу того, что все, что не приходит к Нему, значит, не дано Ему Отцом. Кальвин говорит: «Быть избранным является самым радостным событием». Это значит, что под защитой Бога и Иисуса я могу себя чувствовать в полной безопасности (см. комментарий на 10,28–29). 6,39: Все воскресить в последний день. Иисус имеет в виду конечную цель мировой истории, когда новый век (т.е. вечность) сменит существующее земное время. Но и возрожденным не избежать смерти, им необходимо перевоплотиться, подобно Господу, и перейти по воскресении из телесного в новое состояние (1 Иоан. 3,2; Фил. 1,21; Рим. 8,29–30; см. комментарий на 3,18!). Иисусу дана власть от Отца быть не только Судьей (Дан. 7,13–14; ср. Иез. 34,11. 13–24 с Мтф. 25,31 и посл.), но и воскрешать мертвых (см. комментарий на 5,24; 11,25)! Следует учесть, что сказанное 1 Кор. 15,23; Отк. 20,4–6; Лук. !2,29–30; 1 Кор. 6,2, а также в Фил. 1,10 и посл. нужно понимать как: первое воскресение»! 6,41–42: Галилеяне, бесспорно, относятся к народу израильскому; выражение иудеи (также и 52) употреблено здесь с особым ударением. Недовольство исходит из чувства возмущения тем, что Иисус имеет божественное происхождение. Иисус не указывает на рождество или на рождение от девы, а на воспитание и обучение Отцрм (44–45). 6,52–59: Плоть Иисуса — есть хлеб живой (52–59). 6,51: Переход от хлеба к плоти указывает на Иисуса как на Пасхального Агнца (см. комментарий на 1,29)! 6,53–54: Прием пищи и утоление жажды указывают на процесс питания, хотя мы не можем до конца понять все те таинственные превращения, благодаря которым это питание происходит. В стихах 54–58 Иоанн подчеркивает это, намеренно употребляя в греческом тексте четырежды слово «жевать» вместо «есть». Сын Человеческий — см. комментарий на Мтф. 8,20. 6,56–57: Спасение заключается единственно в «еде», т.е. в приеме того, что Иисус (здесь выражено в личностном смысле: ядущий меня), истекая кровью и умирая во плоти, сделал для нас: прощение Божие! Тот, кто считает, что «духовное», стойкое общение с Иисусом для него достаточно, ещё не познал себя человеком мирским, грешником, пребывающим во тьме, даже в проклятии (Гал. 3,10). «Пребывание в Нем» (56) имеет такую-же взаимосвязь, как и то, что Иисус находится в Отце, а Отец в Иисусе (10,38; 14,10–11; — см. комментарий на 17,21). Христианская общность с Богом распадается в случае, если мы стремимся к тому, чтобы Он был «в нас» (быть во Христе), не признавая Его «за нас» (жертвы Христа) и не желая быть «с Ним» (следовать за Ним). Иоанн не удостоверяет, что причастие является основополагающим началом таинства (см. комментарий на Мтф. 26,26), но каждое причастие удостоверяет сказанное в Иоан. 6! Многие уже задумывались над тем, почему в Евангелии от Иоанна ничего не сказано об учреждении причастия. Вероятнее всего, в период надвигающегося преследования христиан Иоанн, рассказывая, умалчивает (наука о сохранении тайны) о важнейших празднествах (крещении, причастии) христианской церкви с целью уберечь их от надругательств, подобно тому, как и «Отче наш» в первохристианской Церкви был доступен только крещенным христианам.
Разногласия среди учеников 6,61: Соблазн: греческ. «скандал» (скандалон). По мнению Киркегаарда в свете возвещения Христова, существует «только вера или скандал» (1 Кор. 1,23; Гал. 5,11; см. комментарий на Мтф. 18,7–9)! 6,62: Это в стиле Иоанна: не сообщая подробно о вознесении (как в Лук. 24,50–51), он часто упоминает о нем (7,33; 14,1 и посл.; 16,5 и др.). 6,63: Плоть. Следует различать между «плотью человека» (см. комментарий на 3,6) и «телесностью Сына Человеческого» (56; см. комментарий на 1,14)!
Исповедание Петра 6,68: В Капернауме Петр отвечал Иисусу от имени двенадцати учеников, в то время как признание им Иисуса в Кесарии Филипповой былс другим, основанном на личном откровении (Мтф. 16,17). К кому? Глаголы вечной жизни. Эти слова — откровение, указывающее нам путь к вечной жизни и дарящие нам её. 6,69: Ты — Христос, Сын Бога живого — более поздний перевод; первоначальное выражение «Святый Божий» встречается только в Map. 1,24 Святый — см. комментарий на 17,11! 6,70–71: Один из вас диавол. Иисус знал, кто предаст Его (64; 17,12) и что Иуда является представителем того, которому воспротивился Иисус (Мтф. 4,3 и посл.). |