Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 8

Иисус прощает женщине, нарушившей супружескую верность

Во многих рукописях, преимущественно восточного происхождения, этот раздел отсутствует. Возможно он был опущен представителями монашеских кругов, строго придерживающихся законности. Достоверность как внутренней, так и внешней стороны события не подлежит сомнению. Иисус показывает Свою, единственную в своем роде, свободу, как Сын, который выше раба Моисея (Мтф. 5,17-48).

8,4: Иисуса лицемерно называют Учителем (Мтф. 22,16). Закон Моисея остается в силе. Но Иисус выполняет его со всеобъемлющим смыслом (см. комментарий на 17). Иисус пришел ради спасения; но люди сами себя осуждают, отвергая Его и не определяя своего отношения к Нему (1,5.10; 3,17-19; 9,39-41; см. комментарий на 5,21 и посл.).

 

Свидетельство Иисуса о Самом Себе

8,12: Слова Я есмь — см. комментарий на гл. 10! Писание говорит о Боге: 1. Он есть свет (Мих 7,8; Пс. 26,1; Ис. 60,19-20; 1 Иоан 1,5), свет, не имеющий себе равного ярко объемлющий свет и тьму (Иак. 1,17; Пс. 138,11-12; Ис. 45,7). 2. Он объят светом (Пс. 103,2; Иов. 36,30; 1 Тим. 6,16). 3. От Него исходит сияние: свет лица Его (Числ. 6,25 Пс. 4,7; 42,3; 89,8), свет Слова (Пс 118,105; Прит. 6,23; 2 Кор. 4,4), закона и истины (Пс. 42,3; Исх. 28,30 гл. 3,21). 4. Раб Божий принесет v народам (язычникам) правду и свет (Vic. 42,6; 60,1-3; 51,4). Итак: свет греет, освещает и дарит жизнь. Слова Иисуса: Я свет миру - ни с чем не сравнимое высказывание, характеризующее Его величие. Как сказано в 1,35 и посл., за словом откровения должно следовать слово решения: следовать за Иисусом, не ходить во тьме, обладать светом жизни (12,36; Кол. 1,13; Фил. 2,15). Согласно Лев. 19,2 правомерны слова: Я — свет, поэтому и вы должны быть светом (Мтф. 5,14)!

8,13-14: Свидетельство — см. комментарий на 5,31 и посл.

8,17: В законе вашем: своеобразное соблюдение Иисусом дистанции между Собой и законом, как и в Гал. 3,19-20; Рим. 5,20 (см. комментарий на 10,34). Закон не является первичным; у Авраама был только союз с Богом. Но закон не является ни последним, ни первоначальным Словом Божиим. Его Словом является Иисус (гл. 1).

8,19: Это слово откровения не могло быть сформулировано ни Иоанном, ни Церковью! Очевидец хорошо знает то место, где оно было произнесено: у сокровищницы в храме (20), полностью находясь во власти своих врагов! Но Иисус был под защитой Своего Отца (16).

 

Иисус указывает на Свою смерть

8,24.28: Высказывания Иисуса от первого лица (я) как составная часть его слов Я есмь без сказуемого, («есмь» отсутствует в греч. языке) встречается здесь наиболее часто, Иcyc называет Себя именем Божиим: на арамейском языке, на котором говорил Иисус, «Я есмь» звучит также, как «Яхве» (см. комментарий на гл. 10)! Жизнь без Иисуса означает смерть во грехе, в первородном грехе (единственное число — 21) и в содеянных грехах (множественное число — 24); т.е. пребывание (34) в этом временном мире (греч. эон) — см. комментарий на 34!

8,28: Вознести — см. 3,14.

8,30: Его проповедь о кресте пробудила веру даже в Иерусалиме.

 

Истина делает нас свободными. Противники истины

8,31-45: Четыре слова проходят красной нитью через этот раздел: Истина (см. комментарий на 1,17; 3,21; 4,23; особ. 14,16); пребывать в Нем (см. комментарий на 15,1 и посл.; 17,21); греховное рабство (Мартин Лютер перевел как «раб греха»; 32-36.44) и семя Авраамово (33.37.39.40.52-53.56-58).

8,34: Слуга получает плату за труд и может уйти от хозяина; раб же может быть только выкуплен или отпущен на волю, никакой платы он не получает. Кто совершает грех (в греч. подчеркивается: «Каждый, кто»), здесь слово «грех» стоит в единственном числе и выражает состояние! Речь идет не об «ошибках, а о крушении поезда жизни». Отныне человек: а) связан со своей виной и грехом (24; Рим. 5,12.21); б) из одного греха впадает во власть другого (цепь грехов); в) заключил союз с диаволом (44); рабом греха становится и израильтянин. Дети Аврааама (33) см. Мтф. 1; Рим. 4! «Провозглашение о святости» потомков Авраама (Исх. 19, 5-6) не означает чисто механическое благословение, а есть результат отношений, вытекающих из заключенного Богом союза, разрыв которого вынуждает Его прибегнуть к страшным судам, имеющим воспитательное значение (см. время судей, в вавилонском плену и др.).

8,41: Серьезное предупреждение для детей Божиих! Евреи тоже считают себя [детьми Божиими (Исх. 4,22; Втор. 8,5 и др.)! Признаки принадлежности к детям Божиим: 1. Любовь к Иисусу как к Посланнику Бога (42; Песн. П.). 2. Любовь друг к другу как истинны: детей Бога, который Сам является любовью и истиной (39-40; 1 Иоан 4,7-21; Истина — см. комментарий на 14,6). 3. Детей Божиих можно узнать по способности слышать Голос, Слово Отца (43 46-47).

 

Таинственность в личности Иисуса

8,46: 2 Кор. 5,21; 1 Пет. 2,22; 1 Иоан. 3,5; Евр. 4,15.

8,47: 18,37.

8,48-49: см. 7,20.

8,51: Соблюдать: также хранить, оберегать. В словосочетании «соблюдать Слово, закон» оно встречается в остальной части Нового Завета 7 раз, в писаниях Иоанна — 27 (в Евангелии — 13, в Первом послании Иоанна — 5, в Откровении  — 9) раз. Следовательно, это, характерное для Иоанна выражение, перенято им от Иисуса: а) выучить наизусть речь Иисуса (51) и хранить ее в памяти; б) соблюдать заповедь как данное нам правило; в) в искушении держаться, придерживаться Слова; г) выдержать Слово, которое изобличает (Еф. 5,13) и которое являясь предвосхищением суда, отнимает его у суда, оставляя Слово Иисусу (51; 5,24; 1 Иоан. 3,14; 4,17-18; 5,14.16); д) устоять, имея Слово (55; 14,15.21.23; 15,10.20).. 53: Неужели Ты больше…: это давний упрек Иисусу, занимающий особое, неповторимое положение после того, как Бог прославил Его, воскресив из мертвых (54).

8,57-58: Период жизни Иисуса, предшествовавший Его рождению, является только частичным свидетельством божественного происхождения Иисуса (1,1). Следовательно, Иисус имел полное представление о переживаниях патриарха Авраама в небесном мире (56) и знал, что Он также, как Моисей и Илия Мтф. 17,3) участвует в свершениях Царства Божиего.

8,59: Вышел из храма: имеет глубокий, символический смысл как и в 13,30б.

 


 Христианский портал My studies