Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Иоанна

 

Глава 9

Исцеление слепорожденного

9,1: И проходя, Иисус увидел; мы часто видим, но проходим.

9,2: Зачастую болезнь и грех взаимосвязаны (см. 5,14; см. комментарий на Мтф. 9,1 и посл.) если не в отдельной личности, то в состоянии падшего человечества в целом (Рим. 5,12 и поел). Мыслящие в соответствии с законом ученики, теоретизируя, углубляются в прошлое; Иисус видит беду и, действуя практически, смотрит в будущее.

9,3: Болезнью человека управляет не только грех, но и Бог. В чем смысл страдания? 1. Мы не всегда можем познать причину его. Важно то, что Бог знает, зачем оно. 2. Наказание; Адам (Быт. 3,14); Савл (1 Цар. 15,11 и посл.). 3. Воспитание: годы бегства Давида от Саула (терпение и смирение); бегство Давида от Авессалома (2 Цар. 16,10); Даниил (для освящения и защиты от зла; Дан. 6,5). 4. Испытание: Иов. (1,1 и посл.). 5. Доказательство силы Божией: Павел (2 Кор. 12,7 и посл. Когда мы приходим к убеждению о собственном бессилии, Бог показывает, какую силу Он может дать нам!); пример тому — исцеление слепорожденного или воскрешение Лазаря (11,4.15). 6. Страдания, причиняемые благочестивым христианам, говорят о злобе людей (Стефан). 7. Страдание сопутствует всем, кто следует за Христом (см. комментарий на Кол. 1,24).

9,4: Доколе — обязывающее слово, которым Иисус, понимая свое человеческое, ограниченное во времени пребывание на земле, показывает то общее, что объединяет Его с учениками и нами. Ночь: а) наша естественная кончина, б) насильственное прекращение деятельности, как и у Иисуса, в) запрещение миссионерской деятельности в результате изменившегося международного положения, г) в конечном итоге ночь символизирует враждебный христианству мир (см. 13,30).

9,6: Замешивать тесто и исцелять в субботу больных по уставу книжников было запрещено (см. 15: «как?»). Иисус часто исцелял в субботу (Мтф. 12,9 и посл.), якобы преступая третью заповедь, не только с целью обратить внимание иудеев на Свои неограниченные полномочия, но и для того, чтобы дать понять, что Он к концу времени, в последнюю субботу, исцелит мир (см. комментарий на Исх. 20,9 и посл.).

9,7: Иоанн переводит слово Силоам (досл. подающий, подводящий») как «посланный», указывая тем самым на то, что не вода, а Посланный Богом является исцелителем. Для слепого негигиеничная кашица не являлась магическим средством, а знамением, призывающим верить в чудо, также как и крутой каменистый путь к купальне, сохранившийся до наших дней, был для него тяжелым испытанием в вере.

9,11: Исцеление предшествует познанию (5,13)! Семь ступеней познания веры у слепого: 1. Послушание (7). 2. Человек, которого зовут Иисусом (что значит «Яхве помогает»; часто называемое имя; (11). 3. Он — пророк (17). 4. Признание в принадлежности к ученикам Мессии в противоположность тем, кто считает себя учениками Моисея (27–28). 5. Он от Бога (33). Иисус лично открывается Сыном южьим (35–37; Дан. 7,13; см. комментарий на Мтф. 8,20). 7. Это откровение ведет поклонению (38). Ср. ступени веры — см. комментарий на 1,39.

9,20–21: Страх перед ожидаемыми неприятностями подавляет у родителей радость от исцеления (Пс. 26,10).

9,22: Отлучение — значит изгнание из общества в синагоге, презрение в общественном и экономическом отношениях.

9,39- 41: Иисус стремится в духовно «слепых» пробудить желание прозреть. Их высокомерие (мы знаем; 24.29; см. 40–41) закрывает им свет жизни. Так они попадают во власть непреходящей тьмы (суд — см. комментарий на 5,21 и посл.).

 


 Христианский портал My studies