Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 10

Иисус Христос и Израиль (главы 10–16)

С 10-ой главы начинается новая часть Евангелия. Если в главах с 5 по 7 излагается учение Иисуса Христа, а в главах 8 и 9 говорится о Его могуществе, то теперь выясняются отношения между Ним и Израилем. Сперва это касается Иоанна Крестителя и его учеников (глава 11), потом фарисеев (главы 12 и 15) и саддукеев (главы 15 и 16), чтобы в исповедании Петра (16,16), наконец, достигнуть своей высшей точки. Со стороны Иисуса проявляется только ищущая любовь и терпение. Это особенно заметно в главе 10 в так называемых миссионерских напутствиях. Они указывают на две главные задачи Иисуса Христа, а именно: распространение вести о Царстве Божием в слове и исцелениях и в подкреплении слов учеников знамениями и чудесами, когда в некоторых случаях возникает неизбежное сопротивление.

 

Призвание 12 апостолов
(Map. 6,7–13; Лук. 9,1–5)

Призвание 12-ти включает две в плане Божием тесно связанные предпосылки: избрание Божие по благодати и добровольное решение последователей.

10,1: Нечистые духи (см. комментарий на 8,28–32). Власть совершать исцеления поражает людей. Способность исцелять — это дар Божий, который не все верующие получают (1 Кор. 12,28–31; Рим. 12,3–8). Препятствием для исцелений служат неверие и неправильный мотив (Иак. 4,3).

10,2–4: Имена двенадцати апостолов во всех Евангелиях те же, кроме Фаддея, соответствующего у Луки Иуде Иаковлеву. Это понятно при той путанице в именах, в местностях, заселенных иудеями греческой культуры. Но удивительно, что только немногие из избранных упоминаются в дальнейшем, а именно: Петр, Иаков, Иоанн, Фома, Матфей и Иуда Искариот; остальные остаются в тени. Это указывает, какое малое значение имеет земная слава. Жизнь и характеры апостолов различны. Петр, который был человеком неуравновешенным и несдержанным, позднее призван пасти стадо Христово (Иоан. 21,15–17); он был первым епископом в Иерусалиме (см. комментарий на Деян. 1,15) и умер мученической смертью. Иаков, сын Зеведеев, был одним из столпов Иерусалимской церкви и умер также мученической смертью, бессмысленной с человеческой точки зрения (17,1; Деян. 12,1–2). Молодой Иоанн в столетнем возрасте становится отцом западно-азиатских церквей и писателем последнего Евангелия (Отк. 1,1–2; Иоан. 21, 20–25; см. комментарий на введение к Евангелию от Иоанна). Предполагают, что критически настроенный, сомневающийся Фома был миссионером Персии и Индии. Мытарь Матфей становится учителем и евангелистом первоапостольской Церкви (см. введение). Симон Кананит или Зелот, по-русски ревнитель, то есть принадлежащий к партии сопротивления римской власти, делается смиренным учеником Христовым. По-видимому, из рядов этой партии вышел и Иуда Искариот (до сих пор не выяснено происхождение этого последнего прозвища). Но как Господь прославился в этих мужах! (Деян. 4,13–14). Они во веки веков будут основанием Церкви, в которой Иисус Христос есть краеугольный камень (16,18; Еф. 2,19–20; Отк. 21,14).

 

Напутственные наставления ученикам

10,5–6: Проповедь еврейскому народу занимает и в Новом Завете первое место (Деян. 1,8; 2,39; 3,26; 13,46); Израиль остается возлюбленным Божиим в числе других народов (Втор. 7,6–8; Ос. 2,23; 11,1; Рим. 9,3–5; 11,25- 28).

10,7: Царство Небесное (см. комментарий на 3,2; см. также Ис. 35,3–4).

10,8: Иисус Христос дает власть совершать дела, которые служат указанием близости Царства Божия (Map. 16,17–18). Евангелие не может служить средством для наживы, но сотрудники, посвятившие все свое время проповеди, имеют право на вознаграждение за свой труд (Лук. 10,7; 1 Кор. 9,4–14; Гал. 6,6).

10,11–15: Благовестники не должны себя навязывать, а скорее ожидать отказа в приеме. Но риск тех, кто не принимает посланных, настолько велик, что участь таких нечестивых городов, как Содом и Гоморра (Отк. 11,8), будет на страшном суде отраднее, чем их участь (10,15). Значит, наказания в вечности будут различные.

 

Увещевание к мужественному исповеданию
(Map. 13,9–13; Лук. 10,3; 12,2–9; 21,12–17)

10,16 — 33: Здесь говорится об исповедании устами, которое нас спасает согласно Рим. 10,10. Иисус Христос пользуется только Своими учениками для распространения дивной и потрясающей вести о Царстве Божием. Если мы для этого будем ждать, доколе мы станем лучшими, то мы никогда ничего никому не скажем.

10,16: Овцы, они всецело доверяются пастуху. Змея считалась умным животным (Быт. 3,1), а Дух Божий снизошел на Христа в образе голубя (3,16).17: Библия постоянно запрещает ориентацию на человека (14,9; Гал. 1,10; Евр. 12,2).

10,21–22: Труднее всего отрешиться от семейных зависимостей (Мих. 7,5–6). Но тут надо твердо держаться Господа и любить с терпением.

10,23: Ожидание скорого пришествия, совместно с другими подобными стихами (напр. 16,28; 24,34), создает до некоторой степени впечатление, что Иисус Христос рассчитывал в ближайшем будущем на конец света и откровение Свое в славе. Многие исследователи полагали, что Иисус Христос, подобно апостолу Павлу и первоапостольской Церкви, в ожидании скорого конца ошибся (Рим. 13,11–12; 1 Кор 1,7–8; 11, 26; Фил. 3,20; 4,5; 1 Фес 4,15–17; Тит2,13; 1 Пет.4,7; 1Иоан 2,18; Евр. 1,2), так как до сих пор история человечества продолжается, Но именно, согласно истории ученики были изгнаны из Палестины раньше, чем они успели проповедать во всех её городах. Для Иисуса Христа и для Церкви вполне ясны были слова: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (24,36; 25,5.19 28,19–20; Map. 13,32; Деян. 1,7 Рим. 11,25–26; 2 Кор. 5,1–9; Еф. 4. 12–13; Фил. 1,21–24; 2 Фес. 2,1- 10; 2 Тим. 4,6–8). Апостол Петр (2 Пет. 3,1–13) настойчиво предупреждает об ошибках в подсчетах второго пришествия и указывает на Божие мерило времени. Поэтому целесообразнее ожидать не скорого пришествия, а неожиданного пришествия в любой день и час.

10,26 и 27 — ещё раз подтверждают, что Иисус Христос настаивает на открытом исповедании.

10,28: Бог может ввергнуть в геенну (см. комментарий на 8,12) при нашем непослушании. Но верных Ему Он чудесно сохраняет и охраняет (Рим. 8,31–39; Деян. 12,3–17), даруя им Духа Своего для свидетельства; а в конце Иисус Христос Сам вступится за них. Душа см. комментарий на Ис. 42,1. Библия исходит из деления человека на две составные части: на тело и душу; притом душа представляет из себя нечто гораздо большее, чем мы о ней обыкновенно думаем: она включает всего внутреннего человека, его личность. В виду того, что внутренняя жизнь находится в крови, то её запрещено употреблять в пищу (Быт. 9,4–5; Лев. 3,17; 17,10–14; Втор. 12,16.23). Так как душа — дыхание Божие (Быт. 2,7), она не может исчезнуть. Голос крови убитого Авеля вопиет к Богу (Быт. 4,10), также души мучеников взывают к Господу (Отк. 6,9–11). Умершие продолжают в особом состоянии жить в преисподней, по-еврейски — шеол (Пс. 6,6; 29,10; 87,11–13; 113,25; Ис. 38,18; Иез. 31,14; 32,18–32). Можно даже вызывать мертвых, как вызвал Саул Самуила (1 Цар. 28, 3–19). Но всякое общение с мертвыми подлежит смертной казни (Лев. 20,6; Втор. 18,10–14). Иисус Христос также указывает, что внутренний человек продолжает жить и после смерти телесной. Это видно из следующих мест Писания: из повествования о богаче и нищем Лазаре (Лук. 16,19–31), которые узнают друг друга и других людей; из посмертных слов Иисуса Христа: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23,46; Пс. 30,6); из обращения Господа к разбойнику: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23,43). Воскресение означает: совершаемое силою Духа Святого восстановление тела, но тела нового, духовного (27,52–53; 28,9.16–20; Лук. 24,15–43; Иоан. 20 и 21; 1 Кор. 15).

 

Иисус разделяет

10,34–42: Евреи ожидают мира непосредственно с явлением Мессии. Но предварительно будет борьба и разделение, также и в семье, в этой самой малой ячейке человеческого общества (Исх. 20, 12; Мтф. 15,4–6; 19,3–9; Еф. 5,31–6,3). Что теперь для нас дороже: Иисус Христос или наши близкие, даже наша собственная жизнь? Отдача своего Я Господу вводит человека в жизнь вечную.

10,38: Креста своего, не Христова креста, который имеет совсем другое значение и духовный вес.

10,40–42: Ученики замещают собой Христа. Они и их служение неотделимы от Христа. Кто ими (пророк, праведник, малый сей — какая тут последовательность!) дорожит, тот пожнет награду Божию. Но награду нужно решительно отмежевать от личных человеческих заслуг, потому что Новый Завет личные заслуги отрицает. Никто не может предъявлять никаких требований к Богу, а напротив, требования предъявляет к нам Бог. Согласно словам Иисуса Христа ни лицемерие, ни мирские достоинства не получат от Бога награды, потому что такие люди или сами себя награждают или их награждают другие (5,46; 6,2). Благовестник имеет право получать средства на существование (Лук. 10,7–8; 1 Кор. 9,4–11) и согласно своему труду награду на небе (1 Кор. 3,11–15); но, конечно, все основано на благодати (Иоан. 4,36; 1 Кор. 15,10). Ученики, которые ради Христа от чего-то отказались, получат во много раз больше и делаются наследниками вечной жизни (19, 27–30). В обратном порядке всякий, сделавший добро ученику, не останется без награды (10,52; 25,31–40). Непрестанно выделяется основной принцип, что человек будет судим по своим делам (24,48–51; Лук. 6,23; 2 Кор. 5,10; Отк. 6,9–11; 11,18; 20,11–15; 22,12), причем и наказание и награда будут различные (19, 27–29; Лук. 12,47–8; 1 Кор. 3, 11–15). Награда же всегда будет даром благодати (20,15; Лук. 23,43). Так рассматривает награду Новый Завет.

 


 Христианский портал My studies