Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 11

Вопрос Иоанна Крестителя
(Лук. 7,18–23)

11,1–6: Чтобы устроить свою жизнь, человек стремится подняться по социальной лестнице вверх. Путь Иисуса Христа наоборот — ведет вниз. Сомнения и критика беспрестанно разрастаются по мере того, как люди замечают, что они определенно должны выбрать между Ним и всем остальным.

11,2–3: За это время заключенный в темницу Иоанн (см. комментарий на 3,1; см. комментарий на 4,12; 14,1–12) сомневается, потому что Иисус Христос не проявляет могущества Своего для воздействия на политические события и кроме того, сам Иоанн не получает от Него никакой помощи. Иоанн ожидал Мессию, жнущего и веющего (3,12; таким Мессия действительно будет во второе Свое пришествие; 13,30; Отк. 14,15), но в первое пришествие Он — тихий сеятель (13,3) и в то же время Сам — семя Божие (Иоан. 12,24). Иисус укрепляет веру Иоанна свидетельством из Писания и указанием на мессианские пророчества (Ис. 53; 61,1), которые в Нем исполняются. Тот, кого не соблазнит отсутствие внешнего блеска в Иисусе и примет Его в сердце, — будет спасен (Пс. 85, 14–17).

 

Свидетельство Иисуса Христа об Иоанне
(Лук. 7,24–35)

11,7–11: Очень сильное свидетельство об Иоанне Крестителе, который, отказавшись от земных благ, до сих пор твердо держался назначенного ему пути. Он как бы пришедший снова Илия (14), то есть он должен пред пришествием Мессии взять на себя служение Илии, чтобы возвратить Израиля к Богу. Он наибольший из мужей, предшествовавших Новому Завету, о котором предвозвещали заключительные страницы Ветхого Завета (Мал. 3,1; 4,5–6; Map. 9,13). Но меньший (И) из учеников Христовых больше его, потому что ученик — это свидетель исполнения пророчеств и принадлежит Мессии (13,16–17; 1 Пет. 1,10–12; Еф. 3,8–12).

11,12–14: Также и закон (тора — пятикнижие) пророчествует о Мессии (Быт. 3,15; 49,10; Числ. 24,17; Втор. 18,15). Трудно понять стих 12. Может быть здесь подразумевается, что человек в борьбе достигает Царства Божия (7,13- 14; Лук. 13,24). Возможно также, что здесь порицается рвение зелотов, которые силою хотели осуществить Царство Божие на земле (см. комментарий на 21,15- 16).

11,16–19: Иисус Христос дает отрицательную оценку Своим слушателям, которые, как дети или подростки хотят, чтобы все совершалось согласно их желаниям. Бог же делает, ITO хочет, а им Он не может угодить. А мудрость Божия совершает спасение (1 Кор. 1,18–25; 2,6–10; Рим. 11,33–36).

 

Порицание галилейских городов
(Лук. 10,13–15)

11,20–24: Неописуема скорбь Иисуса Христа о городах, в которых Он проповедывал. Проявление Его чудодейственных сил должно было привести их к вере. Но они не покаялись, то есть они не изменили своих убеждений. Чем больше мы слышим и знаем об Иисусе, тем больше возрастает наша ответственность: лицемеры и номинальные христиане будут на Суде на одном уровне с наиболее грубыми язычниками. Хоразин (21), расположенный в трех километрах на северо-запад от Капернаума, был уже во времена Евсевия (300 лет п. Р. X.) грудой развалин; Вифсаида, по-видимому, находилась севернее Генисаретского озера; Капернаум (23), излюбленный город Иисуса Христа, на северном берегу Генисаретского озера, теперь также в развалинах, и только сохранившаяся синагога напоминает нам о когда-то значительном городе (Пс. 102,15) Ад (см. комментарий на 8,12).

 

Славословие и призыв Спасителя

11,25–27: Несмотря на скорбное отсутствие видимого успеха, Иисус Христос может благодарить. Слова ей, Отче (см. комментарий на 6,10) служат для нас жизненным уроком.

11,27: Как и Иоанна 14,6 определенно говорит, что существует только единый путь к Богу чрез Иисуса Христа. Им могут идти и очень мудрые и умные люди, если только они смирятся перед Богом (1 Пет. 5,5).

11,28–30: Все люди и труждающиеся и обремененные, поэтому мы все приглашенные. Труждающиеся — см. 23,4; Лук. 11. 46. Успокою означает отдых от всякого мирского бремени уже на этой земле и потом в вечности (Отк. 7,14- 17). Под игом Моим нужно понимать учение Иисуса Христа (Деян. 15,10; см. Иер. 2,20). Иисус Христос не обещает освободить нас от всех бремен. Но мы доверяем Ему со всеми нашими бременами, и Он укрепляет нас до конца. Следуя за Иисусом (см. комментарий на 4, 18–22), мы учимся быть кроткими, что по-еврейски означает: быть всецело зависимым от Бога. Смиренный, значит всегда находящийся в подчинении у Бога (Мих. 6,8). Среди нужды и скорбей мы находим покой нашим душам. 29: Ос. 10,11.

 


 Христианский портал My studies