Глава 12
Иисус Христос и суббота
(Map. 2,23; 3,6; Лук. 6,1–11)
12,1–8: Во Второзаконии (23,25) Бог позволяет голодному
срывать для еды колосья на чужом поле. Этого также не запрещает
заповедь Ветхого Завета о субботе в книге Исход (20, 10), но во втором
стихе речь идет о предании старцев (см. комментарий на 7,28–29;
15. 2). Иисус Христос пытается в любви, путем ссылки на Писание
(Мтф. 5; 1 Цар. 21,6; Числ. 28,9), убедить противников. Но сверх того,
Он Сам выше храма и закона (Мтф. 6), потому что Он Господин
Ветхого и Нового Заветов, пред Которым в будущем преклонится всякое
колено (Фил. 2,9–11). Сын Человеческий (см. комментарий на 8,20).
12,9–14: Между верующими бывает так, что они не посещают
богослужений, если им кто-нибудь из посетителей не нравится.
А Иисус Христос идет к противникам Свои: в синагогу, и там
Он опять с любовью, пользуясь легко понимаемыми примерами,
обращается к Своим слушателям. Несмотря на то, что они не могут
Ему противоречить, они остаются при своем ожесточении. Обращает на себя
внимание это исцеление в субботу. Неужели не мог бы сухорукий
человек обождать своего исцеления ещё один день? Но Иисус Христос хочет
показать, что Он — Господин и субботы (см. комментарий
на 5,21 и посл.).
Раб Божий
(Map. 3,7–12; Лук. 6,17–19)
12,15: После того, как фарисеи замыслили убить Иисуса, Он, подобно
беглецу, переходит с места на место. Под защитой Отца Своего, пока
не пришел час Его, Он использует время для проповеди и исцелений.
Кто к Нему приходит, тот неизбежно находит радость неизреченную (Иоан.
5,37). «16: Запрет разглашения (см. комментарий на 8, 1)
12,17–21: Да сбудется реченное 4,14). Пророчества древних
исполняются. Иисус Христос говорит и действует точно согласно воле Отца,
без всякой шумихи, как Спаситель отверженных, измученных, покинутых.
Власть Иисуса Христа над злыми духами
(Map. 3,22–30;
Лук. 11,14–23; 12,10)
12,22–30: Ещё сегодня еврейский Талмуд считает Иисуса Христа „волшебником“ и этим
признает за Ним сверхъестественную силу, но приписывает её сатане (24
и 26). Через крест и воскресение Иисус Христос победил сатану.
Но сатана все-таки в известной ограниченной области
остается властителем (Лук. 4,5–7), которому принадлежит все, не являющееся
собственностью Христа. Согласно стиху 30 не может быть нейтралитета
для человека. В конце периода благодати сатана будет связан на 1000
лет, после чего он будет снова освобожден для искушения народов. В конце
он подвергнется наказанию — второй смерти (Иоан. 12,31; 14,30;
16,11; Отк. 12,7–9; 20,1–10).
12,22: Бесноватый (см. комментарий на 8,28–32).
12,23: Сын Давидов (см. комментарий на 9,27).
28: Царство Небесное (см. комментарий на 3,2).
Хула на Духа Святого
(Лук. 6,43–35)
12,31–32: Что означает хула на Духа Святого, подробно
объяснено в Евр. 6,4–6. Она налицо, если кто просвещен через Духа
Святого и стал членом Тела Христова, но сознательно оставляет Церковь
Христову и становится ложным свидетелем против познанной любви Божией
в Иисусе Христе. Таковой и не ищет прощения. Фарисеи не подпадают
под эту категорию, но все же Иисус Христос предупреждает их (Иоан.
5,16). Сын Человеческий (см. комментарий на 8,20).
12,33–37: Слова — это голос сердца. Неблагочестивый
разговор или болтовня могут привести нас к осуждению (Еф. 4,29; Кол.
4,6; Иак. 3,1–12; Иуд. 15).
Желание видеть знамения
(Map. 8,11–12; Лук. 11,24–26.29–32)
12,38: Книжники и фарисеи (см. комментарий на 23,2).
Желание видеть знамение исходит из веры евреев, что ожидаемый Мессия
явит Себя через знамения, соответствующие чудесам Моисея (Иоан. 2,18–21;
4,48; 6,30–34; 1 Кор. 1,22). Вот такие рекламные чудеса отверг Иисус
Христос в искушении в пустыне (4,1–10). Он не славы
искал в чудесах, а исполнял волю Своего Отца; во всяком случае
они доказывают Его богосыновство (12,15–23; 8,27; Иоан. 2,11; 4,54;
6,14; 9,31–33; 10, 37–38; 11,42–45; 11,47–48; 12,
37–38; Деян. 2,22; 10,36–38). Просьбу о знамении тех людей,
которые ищут веры и познания Божия, Бог слышит (Суд. 6,17.36–40)
и даже такую просьбу может внушать (Ис. 7, 10–14). Но 1 Кор.
1,22–23 учит нас, что откровение Мессии во славе Божией для всего
мира преждевременно не случится, потому что в этом случае мы были бы
не в вере, а в видении.
12,39–40: И для нечестивых будет дано знамение: как Иона
из чрева кита, так восстанет Иисус Христос из могилы.
12,41–42: Иисус Христос больше, чем пророк: придет день, и мы силою
Его воскресения встретим всех ранее живых верующих.
12,43–45: Иисус Христос предупреждает от духовного застоя
в нашем следовании за Ним и в познании. Сердце должно
быть не пустое, а исполненное Духом Святым.
Истинные родственники Иисуса Христа
(Map. 3,31–35;
Лук. 8,19–21)
12,46–50: Будучи учениками Христовыми, мы Его родственники
(Евр. 2,11–12; Иоан. 20,17). Ученичество глубже и прочнее семейных
связей, но оно побуждает нас ценить наших родственников по плоти
(15,4–6). Мать Иисуса Христа и Его братья (13,55) явно хотели
отвлечь Иисуса Христа от служения, чтобы спасти Его от смерти (12,46;
Map. 3,20–21. 31–35).
|