Глава 13
Притчи (глава 13)
Матфей приводит притчи в одной 13 главе так, как делает это Марк в 4-ой главе.
Библия, конечно, не говорит, что все эти притчи были сказаны одновременно.
У Матфея их даже численно больше — 7, чем у Марка — 4.
Притчи имеют настолько однородный стиль и характер, что даже самые критические
исследователи считают, что в них слышат «голос Самого Иисуса».
Их тема: Царство Небесное и участие в нем.
Притча о сеятеле и её значение
(Map. 4,1–20;
Лук. 8,4–15)
13,10–17: Эти стихи говорят о значении и понимании
притч. Иисус Христос в торжественных выражениях (11 и 16) свидетельствует
о блаженстве учеников Своих, потому что они могут понимать Его слова
и в процессе понимания учиться. Кто открывает сердце свое и начинает
верить, тому Бог умножает познание и благословения. Кто же замыкается
в себя, тот теряет и то, что уже имеет: например, детскую веру.
Что было верно во времена Исайи (14; см. комментарий на Ис.
6,9–10), исполняется во Христе Иисусе, как вообще исполнились
в Нем все чаяния пророков и праведников Ветхого Завета. Таким образом,
притчи вызывают деление слушателей, Царство Небесное (11; см. комментарий на 3,2).
13,19: Земледельцы Палестины пахали после посева, следовательно,
зерно, попавшее на дорогу, оставалось непокрытым. Люди замкнутые и ожесточенные
похожи на такую дорогу.
13,20–21: Тот, кто строит на чувствах и поэтому все
легко и поверхностно воспринимает, подобен почве, в которой тонкий
слой земли покрывает камни. Быстро всходит посев, а плода не будет
от жары, гонений и скорби; последнее может вызвать неудовлетворенность и скуку.
13,22: Терния растут вместе с зерном и в начале по-видимому незаметны.
Также и у нас может остаться нечто, что нам дороже Иисуса.
13,23: Хорошее зерно требует ухода и времени, но зато какой
оно даст урожай!
Плевелы между пшеницей
13,24: Царство Небесное (см. комментарий на 3,2).
Начало этой притчи имеет в еврейском языке такой смысл: Царство Небесное
подобно тому, как человек посеял и т.д. Следовательно не с человеком
сравнивается Царство Небесное, а с процессом всего посева.
13,27–30: Под домовладыкой подразумевается Бог, а враг — это
диавол (4,1; 12,22–28), жатва — последний суд, жнецы — ангелы, пшеница — Божий
люди, плевелы — приверженцы сатаны (13,36 — 43).
Здесь Иисус Христос хочет сказать, что даже и в Церкви сатана действует
одновременно с Богом. Но ни один человек не смеет пред
последним судом отделять пшеницу и плевелы, потому что только Бог в совершенстве
знает каждого человека. Таким образом на земле никогда не будет
совершенно «чистой» Церкви.
Горчичное зерно (Map. 4,30–32: Лук. 13,18–19)
13,31 — 32: Скромное по виду начало не должно
никого вводить в заблуждение, потому что Царство Небесное в окончательной
его форме будет полнота, включающая все народы (Иез. 17,22–24;
Отк. 7,9–12).
Закваска
13,33: В других местах Писания закваска означает нечестие
или лжеучение (16,5 — 12; 1 Кор. 5,6 — 8; Гал. 5,9;
Исх. 12,15–20). В данном ст. Иисус Христос объясняет, что в даже
незначительном малом начале сокрыта сила, которая способна преобразить все.
13,35: Да сбудется (см. комментарий на 4, 14).
Истолкование притчи о плевелах
Это толкование подчеркивает неизбежность суда.
13,37: Сын Человеческий (см. комментарий на 8,20).
13,39: Ангелы — это служебные духи Сына Человеческого
Иисуса (13,49; 18,10; 16,27; 24,31.36; Евр. 1,13–14; Отк. 12,7; 20,1).
13,43: Праведники в конце веков будут в большей
славе, чем ангелы (Быт. 1,26–27; Пс. 8,6–9; 1 Кор. 6,3; Еф. 3,10;
1 Пет. 1,12; Евр. 5,2–7).
13,41: Делающие беззаконие (см. 7,24).
13,42: Печь огненная (см. 8,12).
Сокровище в поле и драгоценная жемчужина
13,44–46: Участие в Царстве Божием ни с чем
не сравнимо, оно причиняет больше радости, чем все остальное. И поэтому
оно заслуживает полной нашей отдачи и отречение от всего.
Невод
13,47–50: Эта последняя притча походит на притчу о плевелах.
Теперь общины состоят из всякого рода людей, но только в конце
будет отделено хорошее от худого.
13,52: Наученный Царству Небесному человек находится в школе
Христовой, следует за Христом. Только Иисус Христос открывает людям
понимание глубин Писания (23,34; Лук. 24, 25–26,45). Новое — это
то, что принес Христос, старое — это то, что книжники уже
знали. Сокровище — это знание и опыт.
Неверие жителей Назарета (Map. 6,1–6; Лук. 4,16–30)
13,53–58: Иисус Христос никому не навязывает чудес.
13,55: Он Сам был плотником (Map. 6,3). Иосифа к этому
времени уже не было в живых. По-видимому Иисус продолжал
дело Иосифа и заботился о пропитании семьи (12,46–50). Близость
к Иисусу могла служить препятствием для уверования, потому что она делала
людей безразличными и усиливала предубеждения.
|