Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 14

Ирод и Иисус. Кончина Иоанна Крестителя
(Map. 6,14–29; Лук. 3,19–20; 9,7–9)

За чтением притч мы легко могли бы забыть, что жизнь Иисуса Христа в опасности (12,14), что вражда и отпадения умножаются. С 16-ой главы начинается крестный путь в Иерусалим. Воспоминание об Иоанне Крестителе является здесь вступлением, освещающим последующие события.

14,1: Ирод Антипа, сын Ирода Великого, в царствовании которого родился Иисус Христос, правил Галилеей и Переей от 4 года до Р.Х. и до 39 года п. Р.Х. Четвертовластником (по гречески — тетрарх) назывался частично автономный, но зависимый от римлян, правитель. Титул этот был ниже царского.

14,2–4: Ирод верит в воскресение (см. Деян. 23,8; 26,28); нечистая совесть вынуждает его видеть в Иисусе Иоанна. Вопреки закону Ветхого Завета (Лев. 18,16) Ирод женился на жене своего брата. Исходя из этого, последовали дальнейшие преступления: арест и убийство Иоанна. Тут победила ненависть Иродиады, которая, чтобы достичь своей цели, выслала свою дочь для развлечения пирующих (14,6–11).

 

Насыщение 5 тысяч
(Map. 6,31–44; Лук. 9,10–17; Иоан. 6,1–13)

14,13: Иисус Христос, узнав, что Ирод злоумышляет против Него, направляется в окрестности Вифсаиды, где четвертовластником правил обманутый Иродом брат его Филлипп.

14,14–21: Снова мы видим сострадание Иисуса к больным, голодным, лишенным пастыря людям. Как произошло чудо насыщения, мы, конечно, и теперь объяснить не можем; а благодарственная молитва (14,19) показывает, что оно было совершено во исполнение воли Божией. Когда евреи молились коленопреклоненно (Дан. 6,10; Неем. 8,6; Ездр. 9,5) и стоя (Лук. 18,11), то они обычно поднимали руки и смотрели вверх. Это чудо также как и последующие, должно было показать неподражаемость, неповторимость личности Христа и привлечь людей к вере (Пс. 110,5; 144,15–16).

 

Хождение Иисуса по водам. Тонущий Петр
(Map. 6,45–56; Иван. 6,15–21)

14,22: Тотчас понудил Иисус, — может быть, Он хотел быть наедине с учениками или хотел воспрепятствовать им сделать Его царем, согласно желанию народа (Иоан. 6,15; см. комментарий на Мтф. 8,4).

14,23: Все снова ищет Иисус Христос тишины для молитвы, чтобы не потерять общения с Отцом.

14,25–27: В четвертую стражу — то есть, между 3 и 6 часами утра, Иисус, идя по воде, приближается к находящимся в нужде ученикам (Ис. 43,2; Пс. 76,20; 92,4; 123,1.4). Только слова Иисуса Христа убеждают учеников, что Он здесь телесно. От этого у них проходит страх.

14,28–31: Петр, который незадолго перед этим боялся, переходит в другую крайность. До тех пор, пока он доверяет, все идет благополучно, но как только он обращает внимание больше не стихию, чем на Иисуса, то начинает утопать.

14,33: Ученики благоговейно исповедуют Иисуса как Сына Божия, но это ещё не зрелое, не окончательное решение (16,16).

14,34–36: Иисус Христос возвращается опять на галилейский берег. Исцелялся каждый, кто имел веру, даже выражавшуюся в простом прикосновении к одежде (9,21; Лук. 6,19; Деян. 5,14–15; 19,11–12).

 


 Христианский портал My studies