Глава 15
Человеческие установления и заповедь Божия
(Map. 7,1–23)
15,1: Фарисеи и книжники (см. комментарий на 23,2).
15,2: После Вавилонского пленения отмежевание иудеев от других
народов усилилось; и, как следствие духа покаяния, постановления о чистоте
стали более строгими. Во многих случаях рядовые иудеи начали исполнять
правила, обязательные только для священников. Но эти постановления основаны
только на предании старцев, а не на Библии (см. комментарий
на 7,28–29; 15,2).
15,3: Иисус Христос указывает на то, что умножившиеся предания
устраняют прямые библейские повеления, например, четвертую заповедь обходят
при посредстве ложно-благочестивого обета. Тут мы учимся,
что необходимо не исходящее от человека благочестие, а самое
простое послушание.
15,8–9: Выдержкой из книги пророка Исайи Иисус Христос
уже затронул основную тему: как нам быть чистыми пред Богом? Только имея
чистое сердце. Но каждый из нас может отнести целиком к себе
19 стих (см. Кол. 3,5–9). поэтому Христос должен был умереть за нас.
15,13–14: Насаждение Божие и вожди слепых — были
звания, которые присваивали себе фарисеи, Христос их осуждает (Ис. 5,7;
Иер. 2,21; Пс. 79,9^Мтф. 20,1–16; 24,33–46; 23,16–33; Рим.
2,19). Многие хотели в этом видеть полное устранение заповедей Ветхого
Завета, нечто вроде революции. Но это неверно. Христово учение, проповедуемое
Им и Его учениками, является только пророческим изображением того,
что стало действительностью в Новом Завете (Иоан. 4,24).
Женщина хананеянка. Исцеления
(Map. 7,24–30)
15,21: Иисус снова уходит от угрожающей Ему опасности. Тир
и Сидон, расположенные на берегу Средиземного моря, считались
крайне языческими городами (3 Цар. 16,31–33; Отк. 2,20; Ис. 23; Иез.
26–28; Ам. 1,9–10), жителей их называли «псами»,
служителями идолов, развратниками (см. комментарий на 7,6).
15,22: Сын Давидов (см. комментарий на 9,27).
15,23–28: Иисус Христос определенно выделяет еврейский народ
из среды других народов, потому что его избрал Бог, а Бог верен
Своим обещаниям. Служение Христа нераздельно связано с послушанием Отцу.
Но смиренная вера хананеянки, несмотря на отказ, продолжает доверять,
и это показывает, что она по духу принадлежит к Израилю (Быт. 32,27–28).
Насыщение 4 тысяч
(Map. 8,1–10)
15,32–39: Критически настроенные исследователи полагают, что
повествование о насыщении 4 тысяч является своего, рода повторением
насыщения 5 тысяч, а в сущности двух похожих между собой чудес
было. Но Матфей и Марк и в других текстах упоминают,
что действительно было два чуда (16,8–10; Map. 8,17–21). Кроме
того, оба повествования отличаются друг ' от друга в отношении
места и времени (ср. 15,32 и Map. 8,2 с 14,15 и Map.
6,35- 36). Первое насыщение по-видимому было ближе к берегу,
чем второе.
15,39: Магдала — не точно известное название местности.
|