Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 16

Фарисеи, требующие знамения
(Map. 8,1–12; Лук. 12,54–56)

Эта глава является поворотным пунктом в земной жизни Иисуса Христа. Те отпадения, о которых говорит евангелист Иоанн в 6,60–66, мы теперь обнаруживаем и у Матфея. Когда Иисус пришел в страны Кесарии Филипповой (13), то с Ним осталась только небольшая группа учеников. Но это приводит к исповеданию Иисуса Христом и Сыном Божиим. В более широком смысле крестный путь, ведущий в Иерусалим, начинается с Кесарии. Иисус Христос открыто говорит о конечной цели этого пути и сознательно соглашается с ней. После крещения Иоаннова для Него ясно, что назначение Его земной жизни — это искупительная смерть для спасения падшего человека.

16,1: Фарисеи (см. комментарий на 23,2), саддукеи (см. комментарий на 22,23) — и те, и другие готовы отказаться от гонений на Христа, если только Он, путем рекламных чудес, докажет, что Он действительно Христос (Деян. 5,38–41; знамения см. комментарий на 12,38). Они не хотели противиться Богу. А Иисус Христос, также как и в искушении в пустыне (4,1–11), отклоняет их требование. Им будет дано только знамение воскресения (12,39–40).

16,4: Они лукавы, и поэтому все содеянные до сих пор знамения Господни не привели их к покаянию.

 

О закваске фарисейской и саддукейской
(Map. 8,14–21)

16,5: Иисус Христос опять должен менять Свое местопребывание.

16,6: Закваска означает здесь лжеучение (см. комментарий на 13,33). Именно тогда, когда возникают трудности, лжеучения, ведущие на неправильный путь, крайне опасны.

 

Исповедание Петра
(Map. 8,27–30; Лук. 9,18–21)

16,13–14: Кесария Филиппова на севере Галилеи, у истоков Иордана была незадолго перед тем основана Филиппом, братом Ирода (см. комментарий на 14, 1–4). Её не нужно смешивать с другой Кесарией, городом при море, резиденцией римских правителей (Деян. 23,23). В Кесарии Филипповой Иисус Христос был вне опасности. За кого люди почитают Меня? В то время иудеи ожидали воскресшего Иоанна Крестителя, или Илию, Иеремию, или какого другого пророка, долженствующего быть сотрудником Мессии (Сына Человеческого — 8,20). Ученики же пришли к иному заключению: Иисус не был ничьим сотрудником, но Самим Христом.

16,16: Христос — не собственное имя, а название служения (по-гречески Христос, а по-еврейски Мессия, то есть помазанный, см. комментарий на Пс. 22,5). Христом в иудействе чаще всего называли освободителя (Иоан. 1,41). Это наименование имело два значения: 1. Помазывали священников, в первую очередь первосвященника (Исх. 29,7; 30,33; Лев. 8,12–13; 21,10; Числ. 35,25). 2. Помазывали царей (1 Цар. 2,10; 9,16; 10,1; 16,1. 12–13; 2 Цар. 2,4; 3 Цар. 19,15; Пс. 2,2; 17,51; 83,11). Помазание обозначало избрание Божие и дарование Духа Святого, поэтому было кощунством наложить руку на помазанника Божия (1 Цар. 24,7–8; 26,9; 2 Цар. 1,14; Пс. 104,15; ср. 2 Кор. 1,21- 22; 1 Иоан. 2,20.27). В ожидании Мессии священническое и царское достоинства сливаются воедино (Ис. 61,1; Дан. 9,25–26; см. Лук. 4,18–19; Иоан. 18,37; Деян. 4,27). Конечно, многие иудеи, особенно из фарисеев и саддукеев, ставили ударение преимущественно на национальном и царском достоинстве, тогда как чисто религиозное течение ессеев ожидало двух Христов: одного облеченного царским достоинством, а другого — священнического. Поэтому Иисус Христос чаще всего называл Себя Сыном Человеческим (см. комментарий на 8,20; ср. Иоан. 6,15; 18,36). На вопрос Иисуса Симон (или Петр, по-еврейски Кифа, что значит скала; сын Ионин или Иоанна) исповедует Его как Христа. Сын Божий (см. комментарий на 8,29).

16,17: Иисус Христос говорит, что такое исповедание исходит от Бога. Плоть и кровь (Гал. 1,15–16).

16,18: Согласно обетованию Петр — скала. Как первый пресвитер Церкви (в Иерусалиме), он стал историческим фундаментом, на котором также созидает Евангелическая церковь (см. комментарий на Деян. 5,11). Ссылка папства на это место Писания является не чем иным, как злоупотреблением, потому что, во-первых, обетование ограничивается личностью Петра; во-вторых, власть прощать грехи распространяется на всех учеников Иисуса Христа (18,18; Иоан. 20,22 и посл.). Ад — см. комментарий на 8,12

16,20: До Своего воскресения Иисус Христос не желает больше никакой гласности (17,9).

 

Первое предсказание страданий
(Map. 8,31–9,1; Лук, 9,22–27)

16,21: Как Иисус Христос пострадал, так и ученики Его должны будут страдать (Иоан. 15,20; 16,33). Все это Он предсказал. Открывать значит основываться на откровении Ветхого Завета (Ис. 53; Зах. 9,11; 12,10; Пс. 15,10; 21; 68). Старейшины: начальники в народе израильском, которые были таковыми на основании принципа, что старейший в родстве становится руководителем в семье и в колене. Так было уже установлено при умножении народа в Египте (Исх. 3,16). Как представители и вожди народа, они с Моисеем заключали завет с Богом на Синае (Исх. 19,7; 24,1; Втор. 32,7). При Иисусе Навине и после него они заботились о том, чтобы народ служил Богу (Иис. Н. 24,31; Суд. 2,71). Во времена царей они были их советниками (3 Цар. 12,6). Старейшины сообща со священниками руководили иудеями в персидское время (Ездр. 5,5.9; 6,7–8,14; 10,8; Неем. 2,16; 5,7; 7,5). Во времена греческого владычества появился в Иерусалиме «Совет старейшин», по-видимому, существовавший и ранее. Во времена Христа понятие «старейшины» имело двоякое знамение: 1. Это были светские члены высшего совета, своего рода светская аристократия (16,21; 21,23; 26,3.47.57: 27,1.3.12.20.41; Деян. 4,5.23; 5,21; 23,14; 24,1; 25,15). 2. Это были создатели и носители религиозных преданий прежних поколений вплоть до Ездры (15,2–3; Map. 7,3.13). Вскоре мы встречаем старейшин (пресвитеров) и в христианское время (Еф. 4,11–13), они совместно с апостолами руководили Иерусалимской и другими церквами (Деян. 11,30; 15,2.4.6.22— 23; 16,4; 20,17; 21,18) и имели наибольшую ответственность в заново возникших общинах (Деян. 14,23; 1 Тим. 4,14; 5,17; 1 Пет. 5,1). Их служение включало и административное и духовное руководство (Иак. 5,14).

16,22–23: Через Петра говорит искуситель. Здесь опять отражается мнение иудеев, что Мессия не должен страдать. На Петре Иисус Христос в особой мере показал Свою верность: после каждого падения Он снова принимает его (26,69–75; Map. 16,7; Лук. 22,31–34; 24,12; Иоан. 13,6–10; 20,3–7; 21,15–18; Гал. 2,11–14). Сатана (^ 4,1; 12, 22–28).

16,24–26: В следовании за Господом отвержение себя приносит жизнь вечную, а самолюбивый (эгоист) теряет её. Одна спасенная душа ценнее всех сокровищ мира. При этом наш крест легче того, который нес Иисус Христос (11,28- 30; 28,20; 1 Кор. 10,13).

16,27: (2 Фес. 1,5).

16,28: Здесь, no-видимому, Иисус Христос говорит о Своем преображении.

 


 Христианский портал My studies