Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 18

Церковные установления
(глава 18)

В этой главе мы главным образом находим поучения Иисуса Христа, касающиеся церковной жизни. Это не определенные правила. Но все-таки, все Евангелия сходятся на том, что Иисус Христос в конце Своего земного служения обращал особое внимание на долженствующую возникнуть церковь (ср. прощальную беседу в Евангелии от Иоанна).

 

О детях и соблазнах
(Map. 9,33–47; Лук. 9,46–48)

18,1–4: Ученики задают по-человечески очень характерный, притом важнейший для них вопрос: кто больше в Царстве Небесном? На примере ребенка Иисус Христос поясняет им: не высокомерное, а детское имеет участие в Царстве Божием (19,14; 20,24–28; 23,11–12). Дитя нуждается в отце и в защите, но целиком зависит от отца и, сознавая свою беспомощность, всецело доверяется ему.

18,5–11: Здесь идет речь о защите и достоинстве учеников. Обратим внимание на то, что Иисус Христос называет истинных учеников малыми сими (10,42). Кто такое дитя, то есть истинного ученика, примет, принимает Самого Господа (10,40- 42; 25,40). Кто же его соблазнит, то есть отвлечет от веры, тому на суде Божием будет хуже, чем потопленному преступнику.

18,7–9: Горе миру, потому что он по присущей ему природе всегда противодействует и вызывает в людях противодействие Богу. Стремление мира в целом ко злу не уничтожает ответственности каждого отдельного человека, который должен скорее устранить один из своих членов, служащих для него орудием искушения, чем дать ввести себя в грех. А впав в грех, мы должны были бы умереть, поэтому Иисус Христос умер за нас.

18,9: Геенна огненная соединяет в себе два библейско-еврейских места наказания: 1. «Ад или геенна». Последнее название происходит от слова Ге-Хинном или долина сыновей Енномовых вблизи Иерусалима, где приносили Молоху в жертву детей (Лев. 18,21; 4 Цар. 23,10; 2 Пар. 33,6; Иер. 7,31; 32,35). Для этого там всегда горел огонь и часть долины называлась «геенной огненной». 2. Огонь самостоятельно считался средством и местом вечного наказания (Ис. 66,24; 3,10–12; 8,12; 13,40–42; 25,41; Map. 9,43–47; Иоан. 15,6; 2 Фес. 1,7–8; 2 Пет. 3,7; Отк. 19,20; 20,9- 10, 14–15).

18,10: Ангел. Об ангелах в Библии сказано очень много. Согласно Писанию видимый, материальный мир окружен и проникнут так называемым невидимым миром. Ангелы, будучи существами невидимого мира, также разделяются на ангелов Божиих и ангелов сатанинских. Последние, падшие ангелы, стремятся разрушить общение верующих с Богом, но в конце они будут судимы и пойдут в погибель (Быт. 6,1–3; Мтф. 25,41; 1 Кор. 6,3; 2 Кор. 11,14). Где человек видит законы природы, там по Библии действуют ангелы, так что явления этого мира не механические, а сознательные, волевые (Исх. 14,19; Пс. 103,4; Иоан. 5,4; 2 Кор. 12,7; ср. суды Отк. 6–9). Добрые ангелы суть служители Бога и Христа: они выражают и истолковывают Его волю, помогают в суде, поддерживают верующих и прославляют Бога (напр. Быт. 16, 7–13; 19,1–22; Исх. 23,20–33; Иов. 33,23; Пс. 90,11; 102,20; Ис. 63,9; Дан. 3,24–28; 6,23; 8,15–26; 9,20–27; Ос. 12,24; Мтф. 4,11; 13, 39–42; 16,27; 24,36; 25,31; 26,53; 28,5; Деян. 10,3–7; 27,23–24; 1 Пет. 1,12; Евр. 1,4–14; Иез. 9; Отк., начиная с главы 6). Как архангел Михаил борется за Израиль и Церковь Христову (Дан. 10,13; -* 12,1; Отк. 12,7–10; ср. Исх. 14,19), так ангелам поручил Отец Небесный хранить избранных Божиих — учеников Христовых (4 Цар. 6,17; Пс. 33,8; 90,11; Быт. 19,1–22; Дан. 3,24–26; 6,22; Деян. 12,15; Евр. 1,13–14; Отк. 7,2–3). Причем Библия строго запрещает всякое поклонение ангелам (Кол. 2,18–19; Отк. 19,10; 22,8–9). Никаких посредников не должно быть между нами и Иисусом.

18,11: Сын Человеческий (см. комментарий на 8,20).

 

Потерянная овца
(Лук. 15,4–7)

18,12: Овец пасут в горах или в пустыне (Лук. 15,4).

18,14: Бог одинаково любит и остальных 99 овец, но Он ничего не хочет потерять и поэтому проявляет особую заботу об одной пропавшей (9,13; Лук. 19,10; 2 Пет. 3,9; Иез. 34,16).

 

Согрешающий брат. Общая молитва

18,15–17: По примеру Христа ученики должны искать заблудшего брата. Кто наедине приведет его к покаянию, тот приобрел душу. Каждый ученик должен проявлять такую заботу о душах (Лев. 19,17; Пс. 140,5; Гал. 6,1–2; Иак. 5,19–20; Иуд. 22–23). Но грех не должен оставаться в церкви, поэтому в некоторых случаях нужно взять с собой свидетелей, которые могут выяснить дело, и только после этого нужно уведомить всю церковь. Если заблудившийся отвергнет все увещания, тогда он не может больше быть членом Церкви (см. комментарий на Деян. 5,11; Рим. 16,17; 1 Кор. 5; 2 Фес. 3,6; Тит. 3,1; 2 Иоан. 10–11). Наблюдаемое теперь ослабление церковной дисциплины противоречит учению Писания.

18,18: Распространяет право связывать и разрешать на всех учеников (Иоан. 20,22–23; ср. Мтф. 16,19). Выражениями связывать и разрешать пользовались иудеи в судопроизводстве в отношении изгнания, обета и вины. В Церкви Христовой они относятся к вине, в которой отдельных членов можно простить или не простить. Бог дает нам такую власть, потому что мы, движимые Духом Святым, выражаем Его волю и в этом заключается уверенность в прощении.

18,19–20: В Церкви должно господствовать общение в молитве, которая тогда будет в особой мере услышана (Map. 11,24; Рим. 15,30; Еф. 6,18–19; Кол. 4,2–3; 1 Фес. 5,17; 1 Тим. 1,1- 2; 1 Иоан. 5,14–15; Отк. 8,3–4). Эта молитва исходит из того, что мы сами получили чрез Иисуса Христа прощение и в Нем постоянно пребываем (28,20; Рим. 8,34; 1 Иоан. 2,1; Евр. 2,18; 4,14–16; 7,25).

 

Негодный раб

18,21–22: Если согрешивший признает свою вину, члены церкви в отношении к нему должны иметь безграничный дух прощения, как раз обратный безграничной ненависти, царящей в этом мире (Быт. 4,24). Это действительно и при повторном таком же самом согрешении. Мы не всегда можем забыть, но думать об этом должны без неприязни. Иисус Христос повторяет то, что нам кажется таким трудноисполнимым: если мы не прощаем, то Бог нам также не простит (6,12; Иак. 2,13). Сколько раз мы должны прощать вину? До седмижды семидесяти раз, то есть перестань считать и постоянно прощай.

18,24: Десять тысяч талантов представляют из себя миллионное состояние, равное годовой плате 3000 рабочих.

18,28: Сто динариев — стодневная плата одного рабочего.

 


 Христианский портал My studies