Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 19

По дороге в Иерусалим (главы 19 и 20)

Также и в этих двух главах частично идет речь о церкви, имеющей вскоре родиться. Иисус Христос покидает теперь окончательно Свою родную Галилею. Не желая проходить по полуязыческой, только местами заселенной евреями Самарии, Он избирает обычный для еврейских паломников путь, ведущий через Перею (еврейская провинция восточнее Иордана) в Иерусалим. С Иисусом идет для празднования Пасхи большое число галилеян.

 

О браке, разводе и безбрачии
(Map. 10,1–12)

19,3–9: Тут Иисус Христос передает для Церкви Свой взгляд на брак. У фарисеев были такие мысли: посмотрим, будет ли Христос придерживаться Своего более раннего строгого учения (5,27–32), или Он перейдет к фарисейским преданиям и толкованиям, которые они признавали за Священное Писание? Иисус Христос продолжает отрицать всякий развод, за исключением вины прелюбодеяния. При разводе по иной причине второй брак не разрешается. Апостольская Церковь придерживалась такого правила (1 Кор. 7,10–11). Мерилом служит первоначальный порядок творения, который Бог в конце полностью проведет в жизнь. Развод, подобно другим ветхозаветным установлениям, допускался по причине жестокосердия человеческого. (Лев. 21,7–15; Рим. 5,20; Гал. 3,10), мы же находимся сейчас в Новом Завете.

19,10–12: Реакция учеников характерна для человека, который с охотой отбрасывает все ему неудобное. А Иисус Христос наоборот подчеркивает, что тут нужно действовать не по принуждению или по распоряжениям властей, а совершенно свободно, согласно дару, полученному от Бога (вплоть до безбрачия), потому что всякое принуждение в этой области противоречило бы Писанию (1 Кор. 7,7.17; Кол. 2,20- 23; 1 Тим. 4,14).

19,12: Царство Небесное (см. комментарий на 3,2).

 

Ииcyc Христос благословляет детей
(Map. 10,13–16; Лук. 18,15–17)

19,13–15: Молитва и возложение рук установлены Писанием для того, чтобы этим выделить людей на особое служение (напр, диакона, пресвитера, миссионера) и испросить на это благословение Божие (Деян. 1,24–25; Мтф. 6,6; 14,23; 1 Тим. 4.14; 5.22). Господь дает здесь видимый знак того, что для детей открыт вход в Царство Небесное. А ученики считали детский возраст препятствием (ср. это выражение с Деян. 8,36) для принятия решения, необходимого для входа в Царство Божие. Иисус Христос не придает значения этим соображениям. Притом Он не крестит детей в воде, а только благословляет их.

19,14: Слова Иисуса Христа имеют двоякий смысл: о детях, что таковых есть Царство Небесное и притом подразумевает также истинных учеников (как в 18,1–6; 25,40).

 

Богатый юноша
(Map. 10,17–27; Лук. 18,18–27)

19,16–22: Вопрос о вечной жизни — это насущный вопрос. Иисус Христос поясняет, что человек сам по себе не может делать хорошего, как многие это думают, потому что он грешник; ему недостает послушания Богу (соблюди заповеди — см. комментарий на Иоан. 8,31). Удивительно, что Иисус Христос начинает перечислять заповеди в отношении ближнего, то есть вторую часть Десятисловия (ст. 18). Между прочим, Иисус Христос отвечает как всегда Десятисловием и не отвлеченной «любовью к ближнему». Ссылаясь на отвлеченную «любовь к ближнему», можно отвергнуть все заповеди. Поэтому любовь к ближнему тесно связана с Десятисловием. Заповеди показывают, что Бог понимает под любовью (см. комментарий на Кол. 3,5–17). Иисус Христос не расспрашивает, действительно ли юноша исполнил их, но далее требует исполнения первой заповеди — и здесь Он обнаруживает банкротство. Его я пленено богатством, которое для него более ценно, чем Господь. Следуй за Мной (см. комментарий на 4, 18–22).

19,23–25: Вся Библия указывает на богатство, как на опасность (Пс. 61,11; Прит. 30,8–9; Мтф. 6, 19–24; 13,22; Лук. 6,24–25; 12,13- 21; 1 Тим. 6,6–10; Иак. 2,5–7; 5,1–6), потому что оно пленит сердце. Ученики хорошо понимают, что каждый человек имеет склонность к богатству. А Иисус Христос отвечает что Бог может нас от этого избавить.

19,24: Игольные уши — образное выражение для весьма малого отверстия.

 

Награда следования
(Map. 10,28–31; Лук. 18,28–30)

19,27: Петр прав, задавая такой вопрос, потому что без смысла и цели человек не может жить (1 Кор. 15, 19.32). Именно в испытаниях обычно спрашивают: а стоит ли потрудиться?

19,28: В пакибытии: см. комментарий на Иоан. 3,3; под этим нужно понимать Второе пришествие Иисуса Христа, когда Он сотворит все новое.

19,28–29: Иисус дает определенный, утвердительный ответ: да! Апостолов ожидает тройная награда: 1. В конце времен в Царстве Мессии они будут на престолах судить (Лук. 22,29–30; 1 Кор. 6,2; Отк. 3,21; 20,4–6) каждый одно из колен Израилевых. 2. Многое они уже получат здесь на земле: домов, братьев и другого в Церкви. 3. Затем они будут жить вечно. Все это в виде богатейшей, незаслуженной награды по благодати.

19,30: Последняя фраза указывает на то, как может случиться в жизни и в истории и предостерегает учеников от самомнения.

 


 Христианский портал My studies