Глава 21
Заключительная деятельность Иисуса Христа
(главы 21 — 25)
Следующие 5 глав повествуют о деятельности Иисуса Христа непосредственно
перед Его страданиями, которые начинаются с 26 главы. В этот отрезок
времени Иисус Христос в последний раз обращается с призывом к иудеям,
заканчивающийся суровым обличением противников и скорбью об Иерусалиме
(глава 23). Далее Иисус Христос обращает взоры учеников на последнее
время и дает им увидеть за страшной действительностью и будущее
откровение славы Бога Отца и Христа Иисуса. При этом выделяется основанный
на жертве Иисуса план Божий для мира и кратко упоминается путь спасения.
Вход в Иерусалим
(Map. 11,1–10; Лук. 19,29–38;
Иоан. 12,12–19)
21,1–11: Здесь Иисус Христос является народу как Мессия (см. комментарий
на 8,20), причем без того, чтобы кто-нибудь принудил Его
к этому. Какой восторг мог возникнуть, когда Он на деле (2,6)
явил Свой пророческий дар (11). Он ехал на осленке (21,2;
Map. 11,7; Лук. 19,35; только Матфей упоминает, что вели также и ослицу).
Осленок был необходим во исполнение пророчества Зах. 9,9. Прежде на ослах
ездили знатные израильтяне (2 Цар. 16,2), но со времени Соломона
для передвижения царя и его войска пользовались колесницами и более
удобными для войны лошадьми (3 Цар. 10,26–29; 20,20–21). Осел
является символом бедности и кротости и указывает на праведного
и миролюбивого Мессию. Народ признает Иисуса за Мессию, восклицает
стихом из мессианского псалма (117,26), расстилает, как царю, одежды
(4 Цар.9,13), постилает на дороге пальмовые ветви, как властителю (Иоан.
12,13); но эти люди не поймут значения креста. Сын Давидов (см. комментарий
на 9,27), к которому относилось пророчество 117 псалма, похож скорее
на Мессию в славе.
21,1: Виффагия расположена приблизительно в 800 метрах
от Иерусалима.
21,4: Да сбудется (см. комментарий на 4,14).
21,5: Дочь Сионова (см. комментарий на Пс. 9,15).
Очищение храма
(Map. 11,15–19; Лук. 19,45-48; Иоан. 2,13–16)
21,12–17: Своим входом в храм Иисус показывает, что Он хочет
проявить Себя как пророк и как священник. Народ был готов помочь Ему
достичь верховной власти, даже умереть за Него. Иисус Христос мог призвать
к восстанию для захвата власти в Израиле и на Востоке
(4,8–10). Он этого не делает, и теперь народ разочарован,
только дети (15) прославляют Его. Ночью Он ищет покоя и тишины
(17). Взоры Его устремлены не на сильных мира сего, а на обездоленных.
21,12–13: Жертвенные животные и меновщики денег находились
во дворе храма. Это было необходимо для жертвоприношений. Но все
эти люди Богу не служили, поэтому Христос называет их разбойниками
и изгоняет вон (Иер. 7,1–8; Зах. 14,21). Таким образом в храме
остается только истинная жертва: жертвенный Агнец — Иисус Христос
(Ис. 53).
21,15: Первосвященник (см. комментарий на 2,4);
книжники (см. комментарий на 23,2). Сын Давидов (см. комментарий на 9,27).
21,17: Вифания, где жили Мария и Марфа (Иоан. 11,1),
находилась приблизительно в 3 километрах восточнее Иерусалима.
Высохшая смоковница
(Map. 11,12–14.20–24)
21,18–22: Тут одновременно выделяются две темы: 1. Пророчество
о том, что все, не приносящие Богу плода, подлежат суду (3,10;
12,33–37; Лук. 13,6–9). 2. Какова сила веры, сопровождающая нашу
молитву (17, 20; Иоан. 15,7).
Вопрос о власти Иисуса
(Map. 11,27–33; Лук. 20,1–8)
21,23–27: Из ответного вопроса Иисуса возможно сделать
два вывода: как крещение Иоанново, так и дела Иисуса можно приписать
или человеческому авторитету, или исходящей от Бога власти и силе.
Иоанн Креститель свидетельствовал об Иисусе (3,11–12.14; Иоан.
1,29–34; 3.28–31). поэтому последователи Иоанна должны были в Иисусе
видеть Мессию. Не имея желания узнать истину, спрашивающие сами поставили
себя в неловкое положение.
21,23: Первосвященник — см. комментарий на 2,4.
Теперь уже и старейшины действуют против Иисуса, и это
показывает перемену в настроении иудеев после Его входа в Иерусалим.
21,27: И Я вам не скажу, — существует
опоздание, после которого Иисус уже больше не дает ответа (Ам. 8,11–12). Власть — см. комментарий на 5,22.
Два сына
21,28–32: Образы этой притчи вполне понятны: владелец виноградника — это
Бог, сыновья — это Его служители из народа израильского,
виноградник — это весь Израиль (Ис. 5,]-7; см. комментарий
на Мтф. 15,13). Иисус Христос показывает, что Его противники, служащие
Богу только языком, не войдут в Царство Божие (7,21–23; см. 3,2),
тогда как мытари и блудницы уверуют и будут спасены, несмотря
на то, что в начале они говорили „нет“. Даже обращение
грешников не побудило религиозных вождей сделать то же (Лук. 7,29–30).
Нечестивые виноградари (Map. 12,1–12; Лук. 20,9–19)
21,33–41: Эта притча более резкая, чем предыдущая, потому что
в ней вожди Израиля (виноградари) обвиняются в том, что
они столетиями ожесточали выи свои против Бога, вплоть до убиения Сына
Божия Иисуса (см. комментарий на 8,29). Значит, Иисус совершенно
уверен в будущей Своей смерти за воротами Иерусалима. Подобное
мы можем прочесть в Псалме 77 и в Деян. 7. Вожди Иерусалима
сами себя осуждают: Бог убьет их, а Израиль будет рассеян между народами.
Так и случилось 40 лет позднее, когда римлянин Тит завоевал Иерусалим.
21,41–42: Иисус Христос, имея в виду Свою смерть, приводит
слова Пс. 117,22–23. После строители будут отвергнуты и иудеи
отстранены от Царства Небесного (но только на время: Рим.
11,25–29), зато вход в него будет открыт для язычников. Иисус
Христос становится для иудеев камнем преткновения (Рим. 9,32- 33), даже камнем
разбивающим, согласно Дан. 2,34–35). Многие полагают, что краеугольный
камень — это верхний камень свода, на котором держится
постройка. Царство Божие (см. комментарий на 3,2) было в Иисусе
Христе близко от них; кто отвергает Иисуса, теряет и Бога (Иоан.
14,6). Это самые суровые слова, обращенные к любимому Богом народу,
который теперь присоединился к богопротивному миру. Но Рим. 9–11
предостерегает язычников от превозношения и позволяет надеяться
на спасение Израиля.
21,44: Лук. 20,17–18.
|