Глава 22
Брачный пир
(Лук. 14,16–24)
22,1–10: Эта притча говорит о происходивших во времена
Христа событиях. Царь (Бог) сделал для Своего Сына (Иисуса)
брачный пир. Брак — это неизменный прообраз мессианского
Царства (9,15; 25,1–13; Отк. 19,7; 21,2; см. Мтф. 8,11; 26,29;
Лук. 1,32–33; 14,15). Несколько раз зовет царь приглашенных гостей (Израиля).
И после того как они отказались прийти, а Его рабов (пророков
и апостолов, см. 21,35) убивали, Он повелевает звать всех,
кого только рабы на распутиях ни найдут: и добрых и злых. Снова
Иисус Христос пророчествует о суде над преступным Иерусалимом (23,35–38),
который совершился в 70 году п. Р.X.
22,11–14: Нужно только, чтобы каждый гость имел подходящую одежду, которую
царь дарит каждому званному. Один из гостей счел себя достаточно хороним
и отказался от предлагаемой одежды (ср. белую одежду в Отк.
3,18; 6,11; 7,9.14; 19,13); этим его призвание отменяется, а сам он отвергнут.
Что же значит эта одежда? А это та праведность, которая исходит
от веры в искупительную смерть Христа (Ис. 61,10; Зах. 3,4–5;
Пс. 131,9.16; Рим. 3,24; Гал. 3,27; Еф. 4,24; Отк. 3,4–5; 6,11; 7,13–14;
19,8; 21,2; 22,14).
Подать кесарю
(Map. 12,13–17; Лук, 20,20–26)
22,15–22: Тут фарисеи задают Христу принципиальный вопрос (17).
В то время зелоты, то есть сторонники восстания против римлян,
возглавляемые Иудой Галилеянином, были сосредоточены главным образом в Галилее
(Лук. 13,1) и боролись против грубого политического и экономического
засилья. Они верили, что таким образом установят Царство Божие (11,12). Их последователи
отказывались платить подати римскому кесарю. Иисус Христос не политический,
не социальный деятель, и поэтому Он резко отмежевывается от повстанческого
движения и высказывается за оплату податей (21). Так рушится лукавое
намерение фарисеев приписать Иисусу Христу вражду к римлянам в присутствии дружественно
настроенных к ним иродиан. Но и для благочестивого еврея,
для которого уже монета с изображением кесаря была на основании
Исх. 20,4 мерзостью, Иисус Христос предлагает простой выход: политическо-экономическое господство
не может быть свергнуто, опираясь на Божий авторитет. Нельзя смешивать
духовное с мирским. Одновременно устраняется надежда создания политического
мессианского царства, потому что Иисус Христос исполняет волю Отца Небесного
и готовит Царство не от мира сего (Иоан. 18,36). Также и позднее,
даже во времена кровавых преследований, Церковь повсюду оставалась политически
лояльной, потому что она считала, что все власти от Бога (Рим. 13,1–7;
1 Тим. 2,1-^t; Тит. 3,1; 1 Пет. 2,13–14).
22,16: Какое это свидетельство противников об Иисусе! (Иоан.
3,2; 8,46; 2 Кор. 5,21; 1 Пет. 2,22; 1 Иоан. 3,5; Евр. 4,15).
Воскресение мертвых
(Map. 12,18–27; Лук. 20,27–40)
22,23: Саддукеи: по-еврейски Бен-Задок (сыны
Садоковы) считают себя потомками священника времен Давида по имени Садока
(2 Цар. 8,17; 15,24–29; 20,25), который помог Соломону вступить на престол
(3 Цар. 1,8.44–45). Согласно пророку Иезекиилю, только сынам Садоко-вым было
дозволено служение в храме, потому что они были верны Господу (Иез.
40,46; 43,19; 44,15; 48,11). Во время греко-сирийского религиозного
преследования (около 150 года до Р.Х.) саддукеи остались в Иерусалиме
и поэтому их ненавидела часть священников, позднейших ессеев, которые,
чтобы не быть участниками в совершаемых преступлениях, бежали в пустыню.
Некоторые из саддукеев, по-видимому, дружественно относились
к грекам (2 Макк. 4,12–15). Поэтому после многие иудеи упрекали
их, что они сочувственно относились к греческой философии. Во всяком
случае саддукеи отрицали и наступление Царства Божия, и воскресение
мертвых, и предопределение. С другой стороны, они ожидали восстановления
политического мессианского царства, подобного царствованию Давида (Деян.
4,2; 23,6–9). Их понимание закона было частично более строгим,
чем у фарисеев. Эта религиозная партия исчезла вместе с разрушением храма.
22,29–32: В доказательство воскресения мертвых
Иисус Христос приводит два аргумента: 1. Силу Божию, изменяющую человеческое
сознание, так что воскресшие делаются подобными ангелам (см. комментарий на 18,10),
освобожденными от страстей и способности к размножению. 2.
Писания Ветхого Завета, где Бог открывает Себя как Бог отцов, которые поэтому
не мертвые, но живые (8,11; 17,3; Лук. 13,28). Что Бог создал,
то Он хочет сохранить. Иисус Христос точно придерживался Писания
и этим отразил нападки саддукеев.
Наибольшая заповедь
(Map. 12,28–31; Лук. 10,25–28)
22,34–40: Теперь фарисеи (см. комментарий на 23,2)
пытаются побудить Иисуса сказать что-нибудь противоречащее Слову
Божию, ища повода обвинить Его. Но Иисус приводит слова из Втор.
6,4–5, которыми каждый иудей ежедневно молился. Отсюда вытекает, что
на первом месте стоит любовь к Богу, а из нее, и только
из нее вытекает любовь к ближнему. В первой из этих заповедей
сжато выражено содержание первых 4 заповедей закона, а во второй — содержание
остальных шести (Рим. 13,9). Тора — книги Моисеевы — или Закон и основывающиеся
на нем пророки от Иисуса Навина и до Малахии.
Сын Давида и Господь
(Map. 12,35–37; Лук. 20,41–44)
22,41–46: Наконец Иисус задает вопрос Своим противникам. Они
хотели Его погубить, а Он хочет открыть им истину и привести
к вечной жизни. Тут идет речь о мессианском 109 псалме: Иисус Христос
видит в нем пророчество Давида (Деян. 2,29–32; Евр. 10,12–13).
Давид повторяет здесь дважды слово Господь, относя его сперва к Богу,
а потом к Мессии. Согласно псалму Мессия сидит одесную
Бога, значит Он Сын Божий (Пс. 2). Слова Иисуса Христа о Его божественности,
которые в человеческом представлении относятся к Мессии, невозможно
было опровергнуть (см. комментарий на 8,29; 9,27).
|